В 2023 году исполнилось сто лет с момента появления денежных знаков с изображением скульптур Ивана Дмитриевича Шадра. А еще в 2023 году свой вековой юбилей отмечал герб СССР. К обоим этим событиям – выпуску банкнот с изображением скульптур и созданию герба Советского Союза – самое непосредственное отношение имел Гознак. Поэтому в 2023 году все желающие могли увидеть и «шадровские» дензнаки, и эскизы герба СССРна тематической выставке «В авангарде. Работы художников Гознака 1920-х годов», которую Музей истории денег АО «Гознак» открыл в залах Дома фондовых капиталов на территории Петропавловской крепости в Петербурге.
Проведение тематических выставок Музея истории денег уже стало хорошей традицией. Такие выставки дают возможность максимально полно представить широкой публике уникальные предметы из собрания Гознака, дополнив тем самым основную музейную экспозицию.
Выставка «В авангарде. Работы художников Гознака 1920-х годов» приурочена к 100-летию появления денежных знаков с изображениями скульптур И.Д. Шадра. Но не только работами И.Д. Шадра отмечены 1920-е годы в художественной истории Гознака. После революционных потрясений, когда требовалось производить огромные объемы продукции в ущерб качеству и дизайну, у Гознака появилась возможность обратиться к художественной составляющей и думать не только о количестве, но и о качестве.
Это время совпало с созданием государственной символики только что образованного Советского Союза. Ее разработка фактически целиком легла на плечи художников и других сотрудников Гознака.
В собрании Гознака сохранилось множество результатов работы художников тех лет – эскизы банкнот, марок, облигаций, документов, книжных виньеток и иллюстраций. Многие из них были представлены на выставке «В авангарде. Работы художников Гознака 1920-х годов».
Несмотря на название, собственно авангардных проектов на выставке демонстрировалось не очень много: продукция Гознака с точки зрения стиля всегда была довольно консервативной. Но сам Гознак в 1920-е годы был в авангарде происходящих в стране перемен, и работы его художников являлись ярким и точным отражением того времени.
БАНКНОТЫ
В период с 1918 по 1922 год денежные знаки делали предельно просто, иногда – даже без эскизного проекта, с помощью готовых стереотипов.
Тем не менее в собрании Гознака сохранились многие эскизы банкнот начала 1920-х годов, выполненные разными мастерами на разном художественном уровне. По мнению самих специалистов технического отдела Гознака, занимавшихся в те годы проектными работами, только в 1923 году удалось восстановить уровень художественного оформления денежных знаков, разработав денежные знаки образца 1923 года крупных достоинств (условное название в документах – «кредит типа „А”»). А ранее «из-под пера и кисти» художников 2-й Московской печатной фабрики «не выходило не только ничего выдающегося, но даже сколько-нибудь оригинального в области проектов денежных знаков». Это – цитата из отчета технического отдела Гознака за 1923 год. В собрании Гознака есть проекты начала 1920-х годов, выполненные на высоком художественном уровне, – например, эскизы расчетных знаков с изображениями орудий труда работы Г. Г. Рейндорфа. Но большинство проектов этого времени выглядят гораздо проще. Это неудивительно, так как, во-первых, в то время требовались именно простые проекты, которые можно было использовать для печати огромного количества недорогих в производстве купюр, а во-вторых, в начале 1920-х годов коллектив художников Гознака только складывался после смены поколений и потрясений 1910-х годов.
После отъезда Р.Г. Заррина и Г.Г. Рейндорфа из России из опытных художников с дореволюционным стажем остались В.К. Куприянов и А.Е. Сухих.
Большая часть художников пришла работать на Гознак только в начале 1920-х годов: А.Г. Якимченко – в 1920-м, Д.С. Галядкин и Н.Н. Качура – в 1921-м, Я. Б. Дрейер и И. И. Дубасов – в 1922-м. Они еще не успели понять специфику работы над проектами банкнот и получить необходимый опыт. В итоге обратились к художнику М.И. Антонову, работавшему в ЭЗГБ до революции. Он в 1923 году по заказу Гознака выполнил ряд проектов денежных знаков, центральные изображения которых легли в основу казначейских билетов образца 1924 года, выпущенных в обращение.
Также в 1922 году по заказу Гознака свои знаменитые скульптуры для помещения на денежные знаки выполнил И.Д. Шадр. Первые бумажные денежные знаки с их изображением вышли в обращение в конце 1923 – начале 1924 года. Это были государственные денежные знаки СССР номиналом 15 и 25 тысяч рублей.
Изначально их эскизы были исполнены как эскизы денежных знаков достоинством 100 (с изображением крестьянина) и 500 (с изображением красноармейца) рублей. Скульптуры на них награвировал А.П. Троицкий, автором самих эскизов были А.Г. Якимченко и В.К. Куприянов. В этой же серии проектировалась купюра с изображением рабочего, но в итоге в обращение ее не выпустили. Во второй половине 1923 года банкноты были переделаны в связи с образованием СССР и инфляцией. Таким образом, номиналы денежных знаков возросли, а государственная принадлежность изменилась: они стали первыми банкнотами Советского Союза.
Первые банкноты с изображениями «шадровских» скульптур ходили очень недолго, поскольку вскоре после их выпуска начался новый этап денежной реформы и изготовление этих купюр прекратили.
В 1924 году в обращение вышел билет достоинством 3 червонца с изображением «шадровского» сеятеля. Эта банкнота готовилась с конца 1923 года. Общую компоновку банкноты осуществил художник Я.Б. Дрейер. Изображение сеятеля было награвировано П.С. Ксидиасом по рисунку И.И.Дубасова, сделанному с фотографии скульптуры. Распространено заблуждение, что «шадровский» сеятель изображен на советском золотом червонце. Однако это не так: автором эскиза монеты был медальер Петроградского монетного двора А.Ф. Васютинский, использовавший собственный эскиз медали, выполненный еще до революции.
В 1925 году в обращении появилась последняя банкнота с изображением «шадровской» скульптуры – 5 рублей. Несмотря на то что художники Гознака в 1920-е годы выполнили немало проектов банкнот с изображением шадровских «денежных мужиков», утверждены они не были.В 1923–1924 годах ситуация с художественными работами значительно улучшилась. В это время было сделано множество эскизов банкнот разных номиналов и с разными сюжетами. Судя по всему, эти эскизы делались «в запас», на случай необходимости. Во всяком случае, далеко не всегда эскизы этого времени можно увязать с требованиями, вызванными денежной реформой и, соответственно, заказами Народного комиссариата финансов и Государственного банка. Зато они представляют исключительный интерес как результат творческого поиска художников и отражения новаторских тенденций искусства того времени.
Например, художник Д.С. Галядкин поместил на проект банкноты работницу в косынке, фабричные трубы и знаменитую московскую «Шуховскую башню» (расположенную, кстати, в двух кварталах от Гознака) – тогда она была символом прогресса. Несколько позже он создал проекты банкнот с изображением памятника Советской конституции, который с 1918 по 1941 год находился на площади перед зданием Моссовета. А.А. Волков изобразил на эскизе 10-рублевой банкноты серпы и молоты, на которых поместил тексты на национальных языках.
Д. Иванов на эскизе 5-рублевки использовал портрет В.И. Ленина на фоне молота, поверх которого поместил тексты о золотом обеспечении казначейских билетов. И.И. Дубасов на эскизе денежного знака изобразил рабочего, который указывает ребенку, стоящему спиной, на свет, исходящий от герба РСФСР. В руке ребенка при этом – молот. Я.Б. Дрейер создал эскизы казначейских билетов, фон которых состоял из комбинации фабричных труб, дыма и солнечных лучей. Видимо, предполагалось, что на банкноте они будут переданы методом орловской многокрасочной печати. В 1924 году он же выполнил интересные и необычные проекты разменных бон с изображением рабочих и крестьянки. Г.П. Пашков разработал яркие эскизы 25- и 100-рублевых денежных знаков, а несколько позже – красочные эскизы казначейских билетов 1- и 5-рублевого достоинства. Часть эскизов, выполненных в те годы гознаковскими художниками, была отправлена на знаменитую Всемирную выставку 1925 года в Париже. Однако большинство упомянутых проектов не получили дальнейшего развития.
Большой интерес в художественном отношении представляют работы А.Г. Якимченко 1923 года. Они выполнены в авангардной стилистике и отличаются от других эскизов своего времени. На основе одного из проектов была сделана сетка лицевой стороны казначейского билета номиналом 1 рубль образца 1924 года, на основе другого – печатный проект 2-рублевого казначейского билета, к сожалению, не получивший утверждения. В середине – второй половине 1920-х годов, вслед за стабилизацией денежного обращения в стране, количество новых вариантов банкнот уменьшилось.
Они разделяются на билеты Государственного банка (червонцы) и казначейские билеты (рубли) и оформляются по-разному. Червонцы первое время делали похожими на английские фунты – самую стабильную валюту того времени. Потом, к 1930-м годам, их оформление стало «дрейфовать» в сторону американских долларов – с червонцев «пропал» водяной знак, появились гильоширные виньетки. Рубли были более красочны, но к середине 1930-х годов они стали схожи с червонцами. В 1920-е годы специалисты Гознака М.Г. Алахов и Б.В. Недзвецкий изобрели новые способы защиты ценных бумаг от подделки, и они стали использоваться при печати денежных знаков. Во второй половине десятилетия к работе по созданию проектов банкнот подключились О.Ф. Амосова-Бунак и В.П. Корзун. В 1930-е годы основную работу по созданию эскизов банкнот выполняли И.И. Дубасов и С.А. Поманский.
МАРКИ
До революции в основном печатались марки обычных образцов (так называемые стандартные). Только в начале XX века появились красочно оформленные почтово-благотворительные марки с сюжетными изображениями, а в 1913 году в почтовое обращение поступили первые российские коммеморативные почтовые марки, посвященные 300-летию Дома Романовых. Они разрабатывались несколько лет и делались по эскизам лучших художников – И.Я. Билибина, Е.Е. Лансере, Р.Г. Заррина. Примерно в те же годы появились проекты марок с изображениями способов доставки почты, но тогда они не получили утверждения. Мощный толчок развитию искусства почтовой марки в России был дан в 1917 году, когда художники выполнили ряд проектов новой российской почтовой марки с символикой, отражающей смену государственного строя. В итоге выбран был проект Р.Г. Заррина, на основе которого отпечатали марки, известные под названием «Рука с мечом, разрубающая цепь». В собрании Гознака хранятся эскизы и утвержденные образцы этих марок.
К тому же времени относятся проектные рисунки, исполненные в 1918 году для конкурса проектов первой советской почтовой марки. Их авторы – выдающиеся художники Н.И. Альтман и С.В. Чехонин. Эти эскизы исключительно ценны не только для истории почты, но и для истории искусства того времени. К сожалению, они не были воплощены в жизнь: вместо них выпустили марки, о которых говорилось выше.
Весной 1922 года произошло важнейшее событие в истории советской филателии – в Советской России появилась государственная организация по филателии и бонам, которую возглавил старый большевик Ф.Г. Чучин. Была введена государственная монополия на филателию с целью направлять средства, вырученные от продажи за границу марок и бон, на помощь голодающим и беспризорным детям. Поэтому филателия в 1920-х годах активно развивалась, вооружившись государственной поддержкой: издавались книги, каталоги, периодические издания; разрабатывались и печатались новые марки.
В отличие от денежных знаков, уже первые советские почтовые марки имели сюжетные изображения и вообще были оформлены более интересно с точки зрения идейного наполнения.
Классикой стали марки с изображением орудий труда и марка «Освобожденный пролетарий» (1921), долгое время считавшаяся первой советской почтовой маркой; почтово-благотворительные выпуски помощи голодающим (1921–1922); марка, посвященная 5-летию Октябрьской революции (1922).
Для марок в пользу голодающих Поволжья 1922 года были использованы эскизы неосуществленной серии марок, посвященных способам доставки почты, выполненные Р.Г. Зарриным еще до революции.
На рубеже 1922–1923 годов появились первые стандартные марки с изображением скульптур И.Д. Шадра. Рамки для них выполнили художники Гознака В.К. Куприянов и А.Г. Якимченко. Важной вехой в истории советских почтовых марок 1920-х годов стала серия марок, посвященных Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, прошедшей в Москве в 1923 году. Эскизы марок выполнил художник Г.П. Пашков – один из самых талантливых и ярких художников Гознака 1920-х годов, к сожалению, умерший в 1925 году. Эти марки стали первыми почтовыми марками Советского Союза и одними из первых коммеморативных марок послереволюционного периода.
В том же году были выпущены первые марки авиапочты. Сохранились неосуществленные эскизы марок этой серии с надписью «летпочта» работы И.И. Дубасова. После смерти В.И. Ленина появились первые произведения филателистической «ленинианы». Первая «ленинская» марка поступила в продажу в день и час похорон Ленина – она была срочно отпечатана по эскизу И.И. Дубасова. С этого времени изображение вождя регулярно помещалось на марки – как коммеморативные, так и стандартные.
Отдельной темой на рубеже 1920–1930-х годов стало дирижаблестроение: был выпущен целый ряд марок, посвященных дирижаблям. Самая известная из них – марка 1931 года, выполненная по проекту И.И. Дубасова, с изображением белого медведя, дирижабля и ледокола «Малыгин». В 1930-е годы количество видов советских почтовых марок увеличилось, а качество художественного исполнения улучшилось. Марки отражали как юбилеи выдающихся людей и исторических событий, так и достижения своего времени – такие как спасение челюскинцев (1934) и открытие первой очереди Московского метрополитена (1935).
В собрании Гознака сохранились эскизы, пробные оттиски и утвержденные образцы многих почтовых миниатюр той эпохи. Некоторые проекты не были осуществлены: например, эскизы антирелигиозной серии марок, выполненные художником Гознака О.Ф. Амосовой-Бунак в 1930 году. Это – яркая иллюстрация отношения к религии в СССР на рубеже 1920–1930-х годов.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ЛОТЕРЕЙНЫЕ БИЛЕТЫ
Важнейшей продукцией дореволюционной Экспедиции заготовления государственных бумаг были ценные бумаги – акции, облигации, паи и тому подобные документы. Можно с уверенностью сказать, что Экспедиция обеспечивала надежно защищенными бумагами всю деловую жизнь пореформенной России. Однако, несмотря на большой размер бумаг, выглядели они неброско – сюжетные изображения на них встречались нечасто, и, как правило, их художественное оформление ограничивалось орнаментальными рамками, виньетками и цифрами номинала, выполненными многокрасочной орловской печатью.
Все изменилось после начала Первой мировой войны, когда значение государственных займов возросло. Теперь облигация – это уже не просто ценная бумага, но плакат или прокламация, призывающая дать деньги государству.
После Октябрьской революции 1917 года в выпуске ценных бумаг наступил вполне понятный перерыв: экономическая политика государства резко изменилась, и теперь они были не нужны. Только после провозглашения Новой экономической политики – НЭПа – вновь появились первые советские государственные ценные бумаги: срочные беспроцентные обязательства, облигации хлебного и сахарных займов. Характерно, что в большинстве случаев никаких сюжетных изображений на этих бумагах нет. На облигациях хлебных займов и платежных обязательствах Народного комиссариата финансов СССР изображали скульптуры И.Д. Шадра (причем на последних изображение рабочего выполнено металлографским способом), на облигациях железнодорожного займа – паровоз, на облигациях выигрышного займа 1924 года – виды фабрик. В том же году был сделан ряд эскизов крестьянского займа, в частности – с изображением картины И.Е. Репина «Лев Толстой на пашне». Однако в целом до середины – второй половины 1920-х годов советские облигации и акции во всем, кроме текстов и гербов, были схожи с дореволюционными.
Лишь в конце десятилетия, когда НЭП начали сворачивать и был взят курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию, снова появилась потребность в облигации-прокламации. Появились эскизы облигаций с изображением заводов, фабрик, тракторов, рабочих и красноармейцев. Эти эскизы – и осуществленные, и отвергнутые – сохранились в собрании Гознака. Их авторы – художники Гознака И.И. Дубасов, О.Ф. Амосова, В.В. Завьялов. Характерно, что оформлению облигаций уделялось пристальное внимание руководства Народного комиссариата финансов. В качестве примера можно привести резолюцию наркома финансов Н.П. Брюханова на одном из эскизов займа «защиты завоеваний Октябрьской революции» (1929, заем под таким названием осуществлен не был): «Необходимо перерисовать лица и фигуры крестьян и рабочих (первые слишком благообразны, вторые слишком испитые)». Особенно красочные облигации займов печатались в начале 1930-х годов. Тематически они были «привязаны» к первой пятилетке. На облигациях займа с характерным названием «Пятилетка в четыре года» была многоцветная карта европейской части СССР с отмеченными на ней местами ударных строек. С 1935 года сюжетные изображения пропали с советских ценных бумаг. Вернулись к ним только в годы Великой Отечественной войны, когда агитационная составляющая вновь стала крайне важной.
Разнообразнее, чем оформление облигаций, было оформление лотерейных билетов Осоавиахима, Автодора, ОЗЕТа, выпускавшихся Гознаком во второй половине 1920-х годов. Их расцветка яркая, а сюжетных изображений – много. В качестве примера можно привести билет первой лотереи Авиахимаь(1927), на котором изображен земной шар, а по бокам – карты с указанием линий сообщений и средства транспорта – автомобиль, океанский лайнер, паровоз и самолет. На билетах Первой всесоюзной вещевой крестьянской «радио- лотереи» (1929) можно увидеть крестьянина и крестьянку, слушающих радио на фоне сельского пейзажа. Были случаи, когда эскизы лотерейных билетов предоставлялись в Гознак заказчиками, а художники Гознака их дорабатывали и добавляли «антураж». Например, в 1930 году художники Гознака А.А. Волков и С. Новский сделали прорисовку эскиза билета лотереи Автодора, добавив виньетки и рамки из «запаса». Иногда из «запаса» брали всю композицию билета. Так, в основе оформления билетов вещевых лотерей Деткомиссии при ВЦИК – несколько измененные украшения лицевой стороны дореволюционного 100-рублевого кредитного билета. Отметим попутно, что главный выигрыш в первой такой лотерее (1926) был тоже явно из прошлой эпохи – «золотые настольные часы с бриллиантовым циферблатом весом около 10 фунтов, червонного золота, стоимостью 5000 рублей».
КАЛЕНДАРИ, КНИГИ, КАРТЫ
До революции Экспедиция заготовления государственных бумаг славилась своими календарями. Их выпускали ежегодно начиная с 1892 года. Эскизы для календарей готовили лучшие художники – Н.В. Набоков, Н.С. Самокиш, Е.Е. Лансере, И.А. Владимиров, Р.Г. Заррин. В годы революционных потрясений Экспедиции стало не до красочных календарей, но в начале 1920-х годов традиция выпуска календарей была возрождена.
Они делались в разных вариантах – настольными, перекидными, настенными. Оформляли их художники Гознака. Например, для настольных крупноформатных календарей на 1922 и 1923 годы вид Московского кремля исполнил художник Г. Г. Шмидт. Кстати, один из таких календарей стоял на столе в кремлевском рабочем кабинете В. И. Ленина. Несколько календарей 1920-х годов выпускали в упрощенном «народном» варианте, однако «главным» все равно оставался крупноформатный вариант календаря, который во второй половине 1920-х годов стал важной, статусной продукцией Гознака.
Издавались такие календари очень небольшими тиражами (например, календарь на 1929 год – 350 экземпляров; тираж массовых вариантов – несколько тысяч экземпляров) и с того времени стали «вбирать» в себя все достижения Гознака. При их изготовлении использовалась металлография и орловская печать. На одной из страниц календаря на 1929 год был помещен портрет В.И. Ленина, выполненный металлографской печатью по способу Б.В. Недзвецкого, о чем в календаре есть специальное примечание. Другие листы этого календаря представляют собой почтовые открытки с миниатюрными изображениями продукции Гознака – банкнот, почтовых марок, акций и т. д. На календаре 1930 года и вовсе сделана надпечатка «ДОСТИЖЕНИЯ ПО ГОЗНАКУ». Такое внимание к оформлению календарей, использование новейших технологий и высокохудожественных оригиналов при их изготовлении объясняется не только традициями, идущими из XIX века, но и статусом календарей Гознака, которые украшали кабинеты высших руководителей государства.
Постепенно возрождалось и книгопечатание Гознака. До революции Экспедиция заготовления государственных бумаг печатала разные книги, среди которых были как относительно массовые юбилейные издания (например, история Министерства финансов за сто лет), так и малотиражные «парадные» книги, составляющие гордость отечественного книжного дела и мечту современного библиофила (достаточно назвать «Великокняжескую, царскую и императорскую охоту на Руси» Н.И. Кутепова). Расцвет этой деятельности пришелся на рубеж XIX–XX веков; после прихода на должность управляющего ЭЗГБ Н.И. Тавилдарова книгоиздание в Экспедиции было сильно сокращено. В революционные годы ЭЗГБ – Гознак эпизодически печатал книги и брошюры – в основном свои, ведомственные издания. Только в начале 1920-х годов началось возрождение книгоиздательской деятельности Гознака. В это десятилетие Гознак напечатал множество книг, изготовление которых требовало высокой квалификации и применения передовых технологий. Среди них – альбом «Пять лет власти Советов», альбом Алмазного фонда СССР, атлас диаграмм «Положение труда в Московской губернии в 1918–1922 гг.»; альбом «Рисунки старых мастеров»; журнал «Искусство»; альбом венков, присланных на могилу В.И. Ленина; путеводитель по советскому павильону Всемирной выставки в Париже 1925 года; обзор деятельности Государственного банка и т. д. Именно Гознак отпечатал иллюстрации для первого издания Большой советской энциклопедии. Гознаком печатались многие книги издательства ACADEMIA, продукция которого и сейчас пользуется большим уважением и популярностью в среде библиофилов. В 1920-е годы одной из важных составляющих работы Гознака стала печать художественных почтовых открыток с видами городов, репродукциями художественных произведений и другими сюжетами.
Среди работ художников Гознака 1920-х годов обращают на себя внимание необычные эскизы игральных карт работы Н.Н. Качуры. Печатью игральных карт до революции занималась Императорская карточная фабрика в Санкт-Петербурге в селе Александровском (в советское время – Ленинградский комбинат цветной печати). Однако в 1902 году художник Экспедиции заготовления государственных бумаг В.К. Куприянов выполнил ряд эскизов игральных карт по заказу фабрики, а в 1920-е годы появились проекты Н.Н. Качуры. Персонажи на них выполнены в гротескной манере и напоминают иллюстрации к сказкам или театральных героев. К сожалению, неизвестно, были ли выпущены карты по этим проектам. Во всякомьслучае, пока такие карты не обнаружены.
ГЕРБ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Одним из самых ответственных заданий, порученных Гознаку в 1920-е годы, являлась разработка государственного герба Советского Союза. Союз Советских Социалистических Республик был образован 30 декабря 1922 года. И сразу же началось проектирование теперь уже всесоюзного герба нового государства вместо отдельных гербов республик. Время было ограничено – в 1923 году приступили к работе по созданию новой конституции, в которую должно было войти и описание нового герба.
Изначально эту ответственную работу поручили художникам 2-й Московской печатной фабрики Гознака.
Согласно требованию комиссии Центрального исполнительного комитета (ЦИК) по разработке государственных герба и флага, художники должны были обязательно использовать символы, которые уже присутствовали на гербе РСФСР, принятом в 1918 году: колосья пшеницы, серп и молот, лучи восходящего солнца. И каждый художник дополнял основные элементы мелкими деталями, изображениями сельскохозяйственных орудий и рабочих инструментов. Часть художников делали круглую композицию, другие вписывали основное изображение в пятиугольник. Пятиугольник в советской геральдике традиционно связан с пятиконечной звездой, которая символизировала пять населенных континентов, пять пальцев руки рабочего или – реже – пять социальных групп, приближающих победу коммунизма. Идею интернационализма представляли вариации изображения земного шара и всеохватности советской идеи для трудящихся всего мира. Однако излишняя детализированность первых эскизов оказалась неуместна для герба, который должно быть легко масштабировать от огромных изображений на зданиях и плакатах до самых мелких на копеечных монетах, марках, документах. По итогам проведенного внутреннего конкурса Гознака ни один из представленных эскизов не утвердили, и задачу по разработке герба передали персонально помощнику управляющего 2-й Московской печатной фабрики Гознака по художественно-графической части В.Н. Адрианову, картографу и талантливому художнику, автору эскиза советского бумажного червонца.
Считается, что именно ему принадлежит идея советского герба, где в центр композиции помещено изображение земного шара с серпом и молотом. Для помощи в этой работе он привлек молодого военного топографа-фотограммериста В.П. Корзуна. Корзун создал несколько вариантов герба, вместе с Адриановым работал над деталями, и летом они представили итоговые варианты на утверждение в ЦИК.
В июне 1923 года секретарь Президиума ЦИК А.С. Енукидзе вернул в Гознак два варианта герба на окончательную доработку. Последний вариант герба дорабатывал недавно пришедший на производство художник И.И. Дубасов. Его главной задачей было внести изменение небольшое, но очень важное в перспективе: так вписать фразу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на разных языках, чтобы в дальнейшем было возможно добавлять новые языки новых республик и при этом не менять всю остальную композицию. Позже Дубасов говорил, что герб Советского Союза – это плод коллективного труда.
Чертеж герба, выполненный В. Н. Адриановым ко Второй сессии ВЦИК 21 июля 1923 года, был утвержден, мелкие доработки сделаны в сентябре 1923 года, и с этого момента герб СССР можно считать готовым. Когда в январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, то описание герба было помещено в ней уже безо всяких изменений: «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба – пятиконечная звезда».
Впоследствии герб СССР неоднократно менялся – главным образом, из-за увеличения количества республик в его составе. Однако композиция всегда оставалась неизменной. Утвержденные и неутвержденные эскизы герба до настоящего времени хранятся в собрании Гознака и были представлены на выставке «В авангарде. Работы художников Гознака 1920-х годов».