В Санкт-Петербурге в помещении Дизайнерского центра АО «Гознак» (Никольская куртина Петропавловской крепости) в конце 2022 года открылась выставка работ выдающегося российского медальера Алексея Алексеевича Королюка (1933–2002). В течение двух месяцев художники Дизайнерского центра, студенты медальерной мастерской Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, а также посетители Петропавловской крепости могли познакомиться с лучшими образцами медальерного искусства.
МЕДАЛИ, ЛЕПКИ, ЭСКИЗЫ
На выставке в Петропавловской крепости были представлены более 70 работ художника из коллекции его сына – Владимира Королюка. Это не только готовые медали, но также эскизы и лепки, в том числе – нереализованных изделий.
– Эта коллекция работ, оставшихся от отца, – рассказывает Владимир Королюк. – И я очень благодарен Гознаку за проведение выставки, на которой эти работы могли посмотреть и специалисты, и просто интересующиеся горожане.
Молодые художники и скульпторы увидели, как создаются произведения медальерного искусства, смогли перенять опыт, чтобы продолжать медальерное дело. Конечно, на выставке представлены далеко не все работы Алексея Королюка.
– Каждую витрину можно было бы наполнить еще таким же количеством работ, и все равно много бы еще осталось, – отмечает Алексей Алексеев, к.и.н., эксперт в области медальерного искусства, принимавший участие в организации экспозиции. Основная идея выставки – показать творчество Алексея Королюка в развитии, от первых медалей до последних.
Кроме того, здесь отражено многообразие техник, которые применял Алексей Королюк, и широта тематик, над которыми он работал. Представленные медали посвящены истории России, деятелям культуры, юбилейным датам и т.д.
Алексей Королюк родился в 1933 году в Ленинграде и здесь пережил всю блокаду. В августе 1942 года во время бомбежки он попал под трамвай, и ему ампутировали левую ногу. Несмотря на инвалидность, в послевоенные годы Алексей Королюк занимался стендовой стрельбой, получил звание мастера спорта, входил в сборную СССР. Однако про спортивную карьеру пришлось забыть после категорического отказа отправлять его на международные соревнования из-за инвалидности.
После школы Алексей Королюк поступил в Художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, на факультет монументально-декоративной скульптуры. Там он занимался под руководством советского скульптора Владимира Ингала и профессора Василия Симонова, известного воссозданием в 1947 году центральной статуи фонтана «Самсон» в Петергофе. После окончания Мухинского училища Алексей Королюк профессионально занялся монументальной скульптурой. Он работал над памятниками, посвященными советским общественным и политическим деятелям и героям Великой Отечественной войны.
Также он выполнял рельефы, в основном портретные, для отечественных военных кораблей и = ленинградского метро. Вместе со скульптором Владимиром Ивановым создал трехметровый рельеф «М.В. Ломоносов» для подземного перронного зала станции метро «Ломоносовская». А с Ивановым и архитектором Владимиром Васильковским – серию медальонов «Великие зодчие Петербурга» в декоре станции «Невский проспект».
Занимаясь монументальным творчеством, Королюк по собственной инициативе освоил миниатюрную пластику и начал сотрудничество с художественным советом по памятным медалям при Министерстве культуры СССР, который отвечал за распределение заданий на проектирование медалей к значимым датам. Первые медали Королюка, посвященные академику Алексею Крылову, генералу-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и поэту Матвею Казакову, были отчеканены Ленинградским монетным двором и представлены на зональной выставке в Ленинграде в 1964 году.
Однажды во время работы Королюк оступился с плохо закрепленных лесов и серьезно повредил правое колено. Травма прогрессировала, операции не помогли, и в 1966 году врачи были вынуждены ампутировать вторую ногу скульптора. После этого художник полностью сосредоточился на медальерном искусстве.
Работы Королюка экспонировались на многочисленных выставках, в том числе за рубежом. Всего он создал более 400медалей и плакет. Самые известные работы – медаль в честь 600-летия Куликовской битвы, медали в честь 250-летия победы русского флота у мыса Гангут, медали, посвященные российским образовательным учреждениям. Исследователи советского медальерного искусства включают Королюка в число мастеров, творчество которых сформировало советскую медальерную школу, заложив традиции высокохудожественной медали.
Неоценимый вклад внес Алексей Королюк также в создание и развитие профессионального сообщества. Он много занимался с молодыми медальерами, знакомил с творчеством медальеров общественность.
Алексей Королюк стал первым президентом Клуба медальеров Ленинграда, учрежденного на II Ленинградской медальерной выставке в 1990 году. Алексей Королюк скончался 10 мая 2002 года. Художник похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища, неподалеку от церкви Воскресения Словущего, на здании которой расположена исполненная им мемориальная доска Александру Николаевичу Радищеву.
СОБЫТИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
По словам Александра Бакланова, главного художника Дизайнерского центра АО «Гознак», профессора Санкт-Петербургской академии художеств, выставка работ Алексея Королюка – большое событие в петербургской художественной жизни. Алексей Алексеевич тесно сотрудничал с Ленинградским монетным двором, именно здесь отчеканены почти все его работы.
– Когда я пришел на Ленинградский монетный двор, Алексей Алексеевич Королюк был уже известным человеком, все его знали – от директора до работников цеха. И относились к его работам с трепетом, – вспоминает Александр Бакланов. – Его работы сразу, с первого взгляда, проникают в душу. В этом и есть секрет настоящего искусства. Кроме того, Алексей Алексеевич – это человек, который умел объединять. Всем своим ученикам он отдавал частичку своего сердца. Он учил не только мастерству, но и отношению к медальерному делу, а такие учителя остаются на всю жизнь.
– Алексей Королюк – это патриарх советского медальерного искусства. Он и внешне производил потрясающее впечатление: большая голова, пронзительные глаза, крупные черты лица. И исходящая от него доброта. Ему было очень сложно работать, ведь он был инвалидом, но никто этого не замечал, такие прекрасные работы он создавал, – вспоминает российский скульптор, художник, медальер Алексей Архипов. – Уверен, что для студентов посещение этой выставки очень полезно, здесь они могут поучиться секретам мастерства и увидеть настоящее медальерное искусство.
– Личность и биография Алексея Королюка свидетельствуют о том, что он был человеком большого масштаба. И характеристики его личности полностью соответствовали масштабу его таланта. Сегодня в Эрмитаже хранится больше 200 его медалей и плакет, и даже рабочий инструмент, который был передан нам на хранение. Его творческое наследие будет радовать еще многие поколения дизайнеров, художников и коллекционеров, – убежден заведующий отделом нумизматики Эрмитажа Виталий Калинин.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Местом проведения медальерных выставок не случайно стала Петропавловская крепость. Именно здесь с 1724 года работает Санкт-Петербургский монетный двор, который с XVIII века является крупнейшим центром медальерного искусства России. А в 2016 году здесь также открылась Медальерная мастерская – структурное подразделение Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, где проходят подготовку будущие художники-медальеры.
Выставка работ Алексея Королюка продолжает заложенную в 1980-х годах традицию проведения в Ленинграде-Петербурге медальерных экспозиций.
По мнению организаторов, регулярное проведение выставок медальерного искусства способствует его популяризации и дает новый импульс развитию петербургской медальерной школы.
– Очень важно, что выставки проходят в Никольской куртине, где также проводятся занятия Медальерной мастерской, где учатся студенты – будущие медальеры, – уверен Александр Бакланов. – Они должны видеть такие работы, общаться с художниками, «пропитываться» духом медальерного искусства. Здесь можно прикоснуться к творчеству ведущих российских медальеров, которые почти всю жизнь посвятили медальерному искусству.