В Санкт-Петербурге в помещении Дизайнерского центра АО «Гознак» (Никольская куртина Петропавловской крепости) состоялись две выставки произведений медальерного искусства. Они продолжают заложенную в 1980-х годах традицию проведения в Ленинграде-Петербурге медальерных экспозиций. Одна выставка познакомила с работами Алексея Долгова и Георгия Постникова, другая была приурочена к 350-летию Петра I.
ВЫСТАВКА АЛЕКСЕЯ ДОЛГОВА И ГЕОРГИЯ ПОСТНИКОВА
Алексей Долгов и Георгий Постников – известные российские медальеры. На их выставке были представлены более сотни экспонатов: это медали, восковые модели, скульптурные работы малых форм, а также камеи, выполненные из раковин каури и дополненные самоцветами.
Алексей Долгов после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной в 1973 году был приглашен на работу на Ленинградский монетный двор. Его наставником был известный медальер Алексей Королюк. На Монетном дворе Алексей Долгов разработал многочисленные памятные медали, например, «50-летие Музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке» (1975), «125 лет со дня рождения А.И. Желябова» (1976), а также наградную медаль для строителей БАМа.
Именно на Ленинградском монетном дворе, по словам Алексея Долгова, он увлекся искусством глиптики: увидел, как граверы режут раковины, и решил тоже попробовать. «Так я нашел свое дело», – вспоминает медальер.
Его миниатюры на раковине впечатляют не только виртуозной техникой исполнения, но и утонченным вкусом. В пейзажах-миниатюрах художник мастерски использует колористические особенности полихромных многослойных раковин, что придает его камеям глубину.
Сейчас работы мастера входят в коллекции многих российских и зарубежных музеев, выставлялись на отечественных и международных выставках.
Георгий Постников начал работать в медальерном искусстве, имея опыт работы в монументальной скульптуре. Основные темы в его медальерных и скульптурных произведениях – исторический портрет, античные и библейские сюжеты в современной авторской трактовке, а также абстрактные образы, выражающие оттенки настроения, состояния души, страсти и пристрастия человека.
Творческие произведения Георгия Постникова находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Британского музея (Лондон), Мюнцкабинета государственных музеев Берлина (Берлин), Музея Данте (Равенна, Италия) и многих других отечественных и зарубежных музеев, а также в частных собраниях.
«ПЕТР I И ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»
Вторая выставка произведений медальерного искусства и графики «Петр I и история Российского государства» прошла в залах Никольской куртины Петропавловской крепости летом 2022 года. Она была посвящена личности Петра I, представленной в контексте истории Российского государства, и приурочена к 350-летию со дня рождения первого российского императора. Фигура Петра I – преобразователя и реформатора – всегда интересовала и вдохновляла художников. На выставке экспонировались работы, посвященные как непосредственно Петру I, так и историческим темам и сюжетам, связанным с его наследием.
В экспозиции были представлены работы ведущих медальеров Санкт- Петербурга: Юлии Архиповой, Алексея Архипова, Георгия Постникова, Павла Екушева, а также художников-медальеров, работающих в Дизайнерском центре АО «Гознак», – Александра Бакланова и Андрея Брынзы.
Среди экспонатов – изделия из металла, лепки из скульптурного воска, эскизы монет и медалей. Уникальный характер выставке придавали масштабные графические листы – офорты Петра Коноша. – Мы долго готовили эту выставку. В процессе подбора работ решили посвятить экспозицию не только юбилею Петра I, но истории Российского государства, – рассказывает народный художник России, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов. – Потому что роль Петра показывать лучше на фоне всей истории России.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Выставки Алексея Долгова и Георгия Постникова и «Петр I и история Российского государства» продолжают заложенную в 80-х годах ХХ века традицию проведения в Ленинграде-Петербурге медальерных экспозиций. Организатор выставки – АО «Гознак», партнеры – Санкт-Петербургский Союз художников, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина.
По мнению организаторов, регулярное проведение выставок медальерного искусства способствует его популяризации и даст новый импульс развитию петербургской медальерной школы.
– Здесь можно вживую увидеть произведения петербургских медальеров, прикоснуться к искусству ленинградской и петербургской медальерной школы, – объясняет Александр Бакланов. – Проведение таких выставок помогает возрождать интерес к медальерному делу. Это очень важно и для наших студентов, и для медальерного дела, и для Санкт-Петербурга.
По его словам, до конца 2022 года планируется провести еще одну выставку, посвященную памяти известного медальера Алексея Алексеевича Королюка (1933–2002), а в 2023 году – выставку работ Юлии и Алексея Архиповых, которые также много сделали для петербургского медальерного искусства.
МЕСТО ВСТРЕЧИ МЕДАЛЬЕРОВ
Традиционно площадкой для проведения выставок стала Петропавловская крепость – место, имеющее особое значение для истории медальерного искусства. Именно здесь с 1724 года работает Санкт-Петербургский монетный двор, который с XVIII века был и остается крупнейшим центром медальерного искусства России. В 2016 году на базе Санкт-Петербургского монетного двора открылась Медальерная мастерская – структурное подразделение Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина, в котором будущие художники-медальеры проходят производственную подготовку.
– Это самое теплое место, самая лучшая площадка для медальеров, – уверен медальер Алексей Архипов. – Надеюсь, что эта традиция проведения выставок будет иметь продолжение. Медаль – это квинтэссенция эстетического искусства, для ценителей великого в малом.
– Здесь можно прикоснуться к творчеству ведущих российских медальеров, которые почти всю жизнь посвятили медальерному искусству, – рассказывает Александр Бакланов. – На выставках – очень разные работы. Очень важно, что выставки проходят в Никольской куртине, где также проводятся занятия Медальерной мастерской, где учатся студенты – будущие медальеры. Они должны видеть такие работы, общаться с художниками, «пропитываться» духом медальерного искусства. Это помогает понять, что медали и монеты – очень емкий вид искусства, он может существовать в самых разных проявлениях, из самых разных материалов. Медальерное искусство дается не всем. Здесь кроме таланта нужно иметь особый склад характера.
Многие из известных медальеров с удовольствием общаются со студентами, передают свои знания. Например, Алексей Долгов ведет практику – обучает студентов резьбе по раковинам в рамках спецкурса «Обработка твердого материала», а это отдельный уровень мастерства.
– Мы не только обучаем, здесь формируется особая среда, мир медальерного искусства, – поясняет Александр Бакланов. – Каждое задание – новая ступень развития. И к концу обучения студенты начинают понимать тонкости медальерного дела, им открывается огромный и привлекательный мир.
Для Санкт-Петербургской академии художеств также важны связь студентов с практикой, производством, общение с опытными художниками Дизайнерского центра – возможности, которые дает Медальерная мастерская. Среди студентов – стипендиат губернатора Санкт-Петербурга Арсений Морд, обладатель медали Академии художеств за успехи в учебе Александра Чернова.
Выпускница мастерской 2021 года Альбина Фетисова была награждена медалью Российской академии художеств за лучшую дипломную работу.
В 2021 году в Дизайнерский центр Гознака были приняты на работу две студентки – 5-го и 6-го курса: Александра Чернова и Елизавета Давыдова. Александра уже сделала эскиз и лепку своей первой монеты, отчеканенной на СПМД, – «Остров-град Свияжск». А в начале года Александра Чернова и Елизавета Давыдова создали эскиз памятной медали к юбилею учреждения в России государственной геральдической службы, которую отчеканил Санкт-Петербургский монетный двор. Кстати, эта медаль также вошла в экспозицию «Петр I и история Российского государства».