В залах Дома фондовых капиталов Петропавловской крепости (Санкт- Петербург) акционерное общество «Гознак» открыло выставку «Города на российских банкнотах и монетах». Среди экспонатов – нереализованные проекты банкнот XIX века, эскизы банкнот «городской серии», памятные монеты XIX, XX и XXI веков и другие предметы из коллекции АО «Гознак». Монеты и банкноты дополнены подлинными вещами XIX–XX веков, связанными с путешествиями, которые предоставил Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Открытие выставки «Города на российских банкнотах и монетах» состоялось 19 мая 2022 года. Это уже шестая временная выставка Музея истории денег АО «Гознак». Первая открылась в 2017 году и была приурочена к 100-летию событий 1917 года. Следующие выставки были связаны с памятными датами – 200-летием Гознака, 250-летием российских бумажных денег, 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, 100-летием с монетной чеканки. Нынешняя выста не стала исключением: она приуроч к 25-летию современных российски образца 1997 года.
В 1995 году в обращении впервые п билеты Банка России с изображени достопримечательностей российских городов. Через два года – в 1997 году – были утверждены новые образцы этих банкнот, отразившие готовившуюся тогда деноминацию – с них «исчезли» три ноля. Эти банкноты – билеты Банка России образца 1997 года – находятся в обращении и сегодня. Безусловно, за прошедшую четверть века они подверглись существенной модернизации. Изменился набор номиналов: из обращения фактически исчезли 5- и 10-рублевые билеты, зато в 2001 году в обращение вышел 1000-рублевый билет, а в 2006 году – 5000 рублей.
В 2010-е годы появились качественно новые бумажные купюры – памятные банкноты и банкноты нового образца номиналом 200 и 2000 рублей. 30 июня 2022 года была выпущена в обращение банкнота нового образца номиналом 100 рублей.
Она посвящена достопримечательностям Москвы и Центрального федерального округа.
На выставке – более 300 экспонатов. «Городская» тема в российской нумизматике и бонистике оказалась столь обширна, что на выставку удалось поместить далеко не все. Среди экспонатов:
– эскизы кредитных билетов с видами городов Российской империи, выполненные в 1859 году;
— редчайшие пробные монеты СССР с видами Москвы 1962, 1967, 1976 годов;
— пробные монеты 1990-х годов с изображениями архитектурных и скульптурных памятников России, которые рассматривались в качестве альтернативы монетам, находящимся в обороте в настоящее время;
– открытка, на основе которой было создано изображение Большого театра на современной 100-рублевой купюре;
– памятная серебряная монета весом 1 кг, посвященная городам и территориям – участникам финального этапа общероссийского голосования по выбору символов для банкнот Банка России номиналами 200 и 2000 рублей.
НА МОНЕТАХ
Изображать города на денежных знаках начали в глубокой древности. Особенно широко эта практика была распространена в Западной Европе в XVI–XVII веках, когда с появлением крупных серебряных монет – талеров – стало возможным помещать на них сложные композиции вплоть до панорамных городских видов. В России такая практика не получила развития: у нас в это время ходили крохотные серебряные «проволочные» копейки, на которые сложные композиции поместить было невозможно. Когда в петровскую эпоху в России началась регулярная чеканка крупных монет по европейской технологии, на них было принято изображать портреты государей и государственный герб. Единственный «отзвук» городской темы на монетах XVIII века – Георгий Победоносец (герб Москвы) на медяках и пробные пятаки 1757 года с гербом Санкт-Петербурга. И, разумеется, названия городов были «зашифрованы» в обозначениях монетных дворов, которые помещались на монетах: ЕМ – «Екатеринбургская монета», ММД – «Московского монетного двора» и т. д.
Первая монета с изображением городской достопримечательности появилась в России лишь в 30-е годы XIX века. Это был памятный рубль, посвященный открытию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Изображения монументов на монетах Российской империи появлялись и позднее – это были памятные монеты, посвященные их открытию. В 1859 году появился рубль с изображением памятника императору Николаю I в Санкт-Петербурге, в 1898 и 1912 годах – рубли с изображениями памятников соответственно Александру II и Александру III в Москве. После 1917 года традиция чеканки памятных монет в нашей стране прервалась почти на полвека, а на разменные монеты виды городов не помещали. В 1962–1963 годах были отчеканены пробные монеты с изображением Московского Кремля и отдельно Спасской башни Московского Кремля, но утверждены они тогда не были. В 1960-х годах на проектах памятных монет, посвященных 50-летию советской власти и 100-летию В.И. Ленина, художники изображали достопримечательности Ленинграда – крейсер «Аврора» и Петропавловскую крепость.
Во второй половине 1970-х годов была реализована масштабная программа чеканки памятных монет, приуроченных к Московской Олимпиаде 1980 года. Среди 45 видов «олимпийских» монет были монеты, посвященные городам, принимавшим у себя соревнования в рамках Олимпиады, – Москве, Ленинграду, Таллину, Минску, Киеву. В собрании Гознака сохранились эскизы и образцы этих монет, среди которых есть варианты, не получившие утверждения.
В 1981 году специалисты Гознака разрабатывали серию монет из драгоценных металлов, посвященных городам и регионам СССР. Но дальше создания эскизных проектов и чеканки пробных монет дело не пошло. Зато во второй половине 1980-х годов появились монеты, посвященные архитектурным памятникам Советского Союза.
Традиция чеканки монет «архитектурной серии» была продолжена в России и после распада СССР. К настоящему времени Санкт-Петербургский и Московский монетные дворы – филиалы АО «Гознак» отчеканили множество памятных монет, посвященных городам и регионам России, архитектурным и скульптурным памятникам, достопримечательностям.
Среди них есть как коллекционные монеты из драгоценных металлов (серии «Символы России», «Россия во Всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО», «Памятники архитектуры России», «Золотое кольцо России»), так и монеты, предназначенные для широкого обращения (серии «Российская Федерация», «Города воинской славы», «Города трудовой доблести» и т. д.). Немало монет посвящено памятным датам, связанным с историей учреждений, расположенных в исторических зданиях. Например, были выпущены монеты к юбилеям крупнейших российских музеев – Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Государственной Третьяковской галереи.
НА БАНКНОТАХ
На российских банкнотах до революции изображений городов не размещали. Однако в середине XIX века был проект, предвосхитивший появление банкнот «городской серии», которыми мы пользуемся сегодня. Во второй половине 1850-х годов началась работа по созданию денежных знаков нового образца. Работа шла в сотрудничестве с американскими специалистами. При производстве новых банкнот должна была использоваться металлографская печать – новшество того времени. Первоначальные эскизы новых кредитных билетов выполнил художник-баталист Н.А. Зауервейд. На них планировали изобразить жителей разных местностей России в традиционных нарядах – «одесском», «новгородском», «тульском», «олонецком», и в исторических костюмах (например, боярина времен царя Михаила Федоровича). Кроме портретов, на банкнотах достоинством 5, 10, 25 и 100 рублей собирались поместить виды и гербы городов в богато орнаментированных рамках.
5-рублевый билет должен был украшать вид Московского Кремля со стороны Москвы-реки; 10-рублевый – вид гавани Гельсингфорса (Хельсинки). Великое княжество Финляндское с 1809 года входило в состав Российской империи.
На 25 рублях – вид Замковой площади Варшавы с королевским замком в центре. С 1815 года Царство Польское также было в составе России. Наконец, на банкноте самого крупного номинала – 100 рублей – художник поместил вид Дворцовой площади в Санкт-Петербурге – столице империи.
Несмотря на неординарное концептуальное решение, проекты банкнот с видами городов осуществлены не были. В 1860 году корабль, который вез из Америки в Россию доски для металлографской печати, затонул, и часть досок оказалась испорчена морской водой. Архитектор А.И. Дютак выполнил новые эскизы, причем на самой мелкой банкноте – 1 рубль – должен был появиться вид памятника Минину и Пожарскому, воздвигнутого в 1818 году. Однако и эти эскизы были переработаны. В итоге на новых банкнотах появились портреты российских государей – от Дмитрия Донского до Екатерины II.
После «американской» серии идея показать на банкнотах виды городов России была забыта. Во всяком случае, проектные рисунки и пробные оттиски, на которых они были бы, пока не найдены. На бумажных деньгах помещали ставшие уже традиционными портреты, орнаменты, женщин в царских нарядах, олицетворявших Россию.
В 1917 году в обращение вышла первая российская банкнота с городским видом – 1000-рублевый кредитный билет с изображением Таврического дворца в Петрограде, где заседала Государственная Дума.
В советские годы на банковых и казначейских билетах помещали виды Москвы. В 1923 году вид Кремля появился на денежном знаке достоинством 10 000 рублей, в 1947-м – на сторублевке. «С рублей советских смотрит Ленин и башни древние Кремля», – писал тогда С.Я. Маршак. С 1961 года виды советской столицы были уже на банкнотах четырех номиналов – 3, 5, 50 и 100 рублей. Однако концепция оформления советских банкнот с видами Москвы была иной: показать не разнообразие страны, а ее политический центр. Известно несколько случаев помещения видов Ленинграда на проекты советских банкнот, выполненные в годы Великой Отечественной войны и в 1980-е годы. Но эти проекты так и остались неосуществленными.
К идее «городской серии» вернулись только в начале 1990-х годов. Первые эскизы серии разрабатывались весной – летом 1993 года. Работа началась с эскизов банкнот достоинством от 100 до 10 000 рублей, т. е. тех номиналов, которые были в ходу в то время. На них разместили виды Новгорода, Владивостока, Санкт-Петербурга, Москвы и Волгограда. Волгоград вскоре был заменен на Красноярск.
Однако в первоначальном виде эскизы так и не осуществили. В 1993–1994 годах инфляция быстро обесценивала бумажные деньги, и стало очевидно, что количество «нулей» на банкнотах будет увеличиваться. Поэтому выпущенные банкноты «городской серии» имели другие номиналы – от 1000 до 100 000 рублей. Последовательность городов изменили: на банкнотах самых высоких номиналов были изображены виды самых крупных городов России – Санкт-Петербурга и Москвы.
На новых банкнотах использовалась металлографская печать; локальные водяные знаки, разные для каждого номинала; вертикальная защитная нить, видимая на просвет; микротекст; метки для слепых и слабовидящих людей; кипп-эффект и другие защитные признаки. На купонах применялась особая сетка для защиты от ксерокопирования. На этих банкнотах впервые появилась эмблема Банка России. В 1994 году художники Гознака А.А. Тимофеев и И.С. Крылков выполнили эскизы банкнот «городской серии» номиналами 1 и 5 рублей с видами Новосибирска и Архангельска, а также 50 копеек с изображением Георгия Победоносца. Эскизы делали на будущее: в тот период покупательная способность банкнот таких номиналов была бы ничтожной, и в обращении их давно заменили монеты. Примерно в то же время на Санкт-Петербургском монетном дворе велась работа по проектированию монет номиналами от 1 копейки до 5 рублей, которые концептуально перекликались с эскизами банкнот: на копейках предполагалось поместить изображения архитектурных и скульптурных памятников России – Золотых ворот во Владимире, памятника Минину и Пожарскому в Москве, памятника «Тысячелетие России» в Новгороде и памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Эти монеты не приняли к массовой чеканке, но наработки середины 1990-х годов были использованы при создании монет образца 1997 года, выпущенных в обращение.
Вид Архангельска, выполненный И.С. Крылковым в 1994 году, был использован на банкноте достоинством 500 000 рублей образца 1995 года, которую выпустили в обращение в марте 1997 года. На этой банкноте использовалась цветопеременная краска. По покупательной способности она стала самой высокой на тот момент, и в обращении была очень недолго, поэтому сегодня ее коллекционная стоимость высока.
4 августа 1997 года вышел указ Президента РФ Б.Н. Ельцина «Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен». Согласно указу, начиная с 1 января 1998 года в обращение выпускались новые монеты и банкноты, которые обменивались на старые в соотношении 1 к 1000. Таким образом, с банкнот «исчезли» три ноля. В остальном оформление и технология их выпуска изменились незначительно. В числе прочего на билетах Банка России образца 1997 года появилась модифицированная защитная нить, видимая на просвет: на ней можно было увидеть обозначение номинала банкноты и аббревиатуру «ЦБР». Первоначально самой крупной банкнотой образца 1997 года был 500-рублевый билет.
Однако после дефолта 1998 года началась разработка банкноты номиналом 1000 рублей. В августе-сентябре 1998 года художники Гознака И.С. Крылков и Т.К. Сейфулин выполнили несколько вариантов эскизов этой банкноты с видами Ярославля и Суздаля. В итоге утвердили вариант с видами Ярославля, и в 2001 году купюра вышла в обращение.
Через несколько лет «городская серия» продолжилась: в обращение выпустили купюру достоинством 5000 рублей, которая до настоящего времени остается самой крупной по номиналу российской банкнотой. Ее первые эскизные проекты появились еще в 1998 году. Художник Гознака Т.К. Сейфулин изобразил на них виды Петропавловска-Камчатского и скульптурный портрет В. Беринга. Еще несколько вариантов оформления было подготовлено в 2004–2005 годах с учетом новых защитных признаков, появившихся на билетах Банка России модификации 2004 года. На этих проектах – виды и достопримечательности Владимира, Смоленска, Таганрога и Хабаровска. Один из вариантов с видами Хабаровска и был принят в дальнейшую работу. В итоге в 2006 году новая банкнота вышла в обращение.
Банкноты образца 1997 года находятся в обращении до настоящего времени. Они неоднократно модифицировались, при этом их оформление менялось незначительно, но добавлялись новые защитные признаки, которые отразили работу специалистов Гознака. К ним можно отнести ныряющую металлизированную нить (в том числе – с голографическим покрытием и «витражным окном»), муаровые полосы, бескрасочное тиснение, микроперфорацию с обозначением номинала, увеличивающиеся цифры номера и др. Защитные признаки всех банкнот, находящихся в обращении, детально описаны на сайте Банка России.
В 2013 году в истории бумажных денег РФ началась новая эпоха. В этом году в обращение вышла первая российская памятная банкнота номиналом 100 рублей, посвященная XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в Сочи. Через год была выпущена новая памятная банкнота того же номинала. Она посвящена Крыму и Севастополю. В 2018 году в обращение вышла банкнота, посвященная проведению в России 21-го Чемпионата мира по футболу FIFA. Это первая российская банкнота, отпечатанная не на бумаге, а на полимерном субстрате.
Памятные банкноты отразили новейшие разработки Гознака в области защитных технологий и дизайна. В числе их защитных признаков можно отметить: кипп-эффект; цветопеременные, голографические, мелкие графические элементы; микротекст; применение красок, видимых в ИК- и УФ-излучении; скрытый многоцветный образ; многотоновые локальные водяные знаки; защитная металлизированная нить, отдельные элементы которой изменяются в зависимости от угла зрения и видны на просвет; защитная полимерная нить, образующая овальное окно, и т. д.
В 2017 году в обращение вышли новые билеты Банка России достоинством 200 и 2000 рублей. Они выпущены в продолжение «городской серии» банкнот, однако оформлены совершенно иначе, чем остальные купюры, дизайн которых принципиально не менялся с 1990-х годов. На них впервые вместо традиционной эмблемы Банка России появился государственный герб РФ. «Героями» новых купюр стали Севастополь (200 рублей) и Дальний Восток России (2000 рублей).
В 2021 году было анонсировано поэтапное обновление банкнотного ряда, причем банкнота каждого номинала будет посвящена одному из федеральных округов России: на одной стороне предполагается поместить достопримечательности столицы федерального округа, а на другой – достопримечательности и символы округа в целом. 30 июня 2022 года была выпущена в обращение новая банкнота номиналом 100 рублей, посвященная Центральному федеральному округу и его столице Москве. Ее тоже можно увидеть на выставке.
ПАМЯТНЫЙ ЖЕТОН
По традиции специально к открытию выставки на Санкт -Петербургском монетном дворе – филиале АО «Гознак» отчеканены памятные жетоны. На них изображение скульптуры – части одной из Ростральных колонн – на фоне панорамы Невы и Петропавловской крепости, причем фон выполнен в технике лазерного матирования. Такая композиция появилась на жетоне неспроста: это – центральная часть лицевой стороны современной 50-рублевой банкноты, посвященной Санкт-Петербургу. Авторы первоначального эскиза банкноты – художники Гознака И.С. Крылков и А.А. Тимофеев. Автор эскиза жетона, сделанного на ее основе, – художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Е.В. Крамская. В отличие от предыдущих «выставочных» жетонов Музея истории денег на этом жетоне нет названия выставки – оно указано на картонной открытке, в которую жетон вмонтирован. При этом с открыткой выпущена лишь часть тиража – 200 экземпляров, а остальные 300 выпущены просто в прозрачной пластиковой капсуле. Автор эскиза открытки – О.А. Янченко.
Кроме жетона, к открытию выставки приурочен выпуск тематического буклета объемом 54 страницы. Его тираж – 500 экземпляров.
Выставка «Города на российских банкнотах и монетах» работает в Доме фондовых капиталов Петропавловской крепости до конца текущего года.