Понять, почему бумага – именно отливается, и сделать бумажный лист с водяным знаком своими руками можно на новом мастер-классе Музея истории денег АО «Гознак». Специалисты Гознака воссоздали историческую технологию ручного отлива бумаги, адаптировав ее к современным условиям. Торжественное открытие мастер-класса состоялось 10 сентября 2021 года.
НОВАЯ ПЛОЩАДКА МУЗЕЯ ИСТОРИИ ДЕНЕГ
Музей истории денег работает на территории Петропавловской крепости (Санкт-Петербург) с 2016 года и является важнейшим социально-просветительским проектом АО «Гознак». Развитие музея включает не только постоянное обновление основной экспозиции и проведение ежегодных тематических выставок, но и открытие новых площадок.
Именно такой новой площадкой стал мастер- класс по изготовлению бумаги методом ручного отлива. Специалисты Гознака воссоздали историческую технологию ручного отлива бумаги, адаптировав ее к современным условиям.
«Для производства банкнот, защищенных документов бумага – это главная основа. Интересно, что технология машинного производства бумаги – относительно недавняя, до начала XIX века производство бумаги происходило вручную. И технология ручного отлива бумаги поддерживалась в рабочем состоянии до второй половины XX века. Многие художественные бумаги, бумаги со сложными водяными знаками отливались именно вручную. Но несколько десятилетий назад эта технология была фактически утрачена. Нам понадобилось время, чтобы ее восстановить», – отметил генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук.
Участок ручного отлива на Ленинградской бумажной фабрике (сейчас Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак») прекратил работу в 1980-х годах. За прошедшие 40 лет многие секреты производства были утеряны, поэтому сотрудникам музея пришлось потратить немало усилий для поиска оборудования и специалистов.
При выстраивании технологической цепочки мастер-класса использовалось как историческое оборудование (в частности, ручной пресс начала XX века), так и специально изготовленное или приспособленное под задачи мастер- класса.
Новый мастер-класс: оценка специалистов
Заведующий отделом нумизматики Государственного Эрмитажа Виталий Калинин:
– Открытие Гознаком мастер-класса – это ценный вклад в музейное дело. Это интересная технология; кроме того, здесь установлено историческое оборудование, которое больше нигде не увидишь.
Александра Балаченкова, член международной ассоциации историков бумаги (IPH):
– Открытие мастер-класса по ручному отливу бумаги при Выставочном комплексе АО «Гознак» – это, несомненно, важный и большой шаг в пропаганде истории и технологии бумаги, в том числе эмиссионной (т. е. бумаги с защитными признаками). В настоящее время мастер-класс является единственной в нашей стране площадкой, где в интерактивном режиме демонстрируется полный цикл технологии изготовления бумаги с водяным знаком (за исключением операций по производству и подготовке сырья, которые в силу их технической и технологической специфики
невозможно представить посетителям), выполняемый на профессиональном оборудовании.
Особенно радует, что инициатива открытия мастер-класса принадлежит Гознаку – предприятию с давними традициями производства бумаги с художественными водяными знаками, получившими высокое международное признание. Отмечу в связи с этим, что именно Экспедиция заготовления
государственных бумаг, от которой ведет свою историю Гознак, еще в 1913 году, во время Киевской художественно-промышленной выставки, впервые в России выступила с инициативой публичной демонстрации ручного отлива бумаги в образовательных целях.
Павел Луканин, первый проректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД), к.т. н., профессор: – Открывшийся мастер-класс уникален тем, что простым способом, доходчиво показывает людям, не имеющим отношения к техническим специальностям, как получают бумагу с водяными знаками ручным способом. Здесь установлено уникальное оборудование. И можно за короткое время погрузиться в процесс, отлить бумагу своими руками, понять, как это происходит, какие тонкости есть в этом деле. Здесь технология ручного производства повторяет ту, что используется на мощных машинах. Все это расширяет кругозор и повышает уважение к специальностям, получив которые наши выпускники идут профессионально работать на предприятия бумажной промышленности. Мы готовим специалистов для целлюлозно-бумажной промышленности, и многие наши выпускники работают в Гознаке. А значит, принимают участие в выпуске уникальной продукции, в том числе производстве денежных знаков как для России, так и для многих зарубежных стран.
ПОЧЕМУ БУМАГУ ИМЕННО ОТЛИВАЮТ
Мастер-класс показывает, почему бумагу – именно отливают: в изначальной бумажной массе содержание волокон – всего 1% (остальные 99% – это вода). В сформированном на сетке будущем листе волокна составляют уже около 5% (вода – 95%). В листе после перекладки на сукне на деревянную горку – 15% волокон и 85% воды. В листе после отжима на ручном винтовом прессе доля волокон – 25% (вода – 75%). А в готовом листе (после сушки) остается всего 5% воды.
Участники мастер-класса имеют возможность увидеть (и при желании – потрогать), как выглядит хлопковое сырье на разных стадиях. Далее они
лично участвуют во всех операциях по изготовлению бумаги методом ручного отлива, и в итоге каждый получает готовый лист бумаги с водяным знаком.
В качестве бонуса все желающие могут с помощью ручного печатного станка 1852 года на бумаге ручного отлива изготовить открытку с изображением Аннинского кавальера – основного здания Музея истории денег.
Основные этапы мастер-класса:
– Процесс размола бумажной массы.
Он представлен в демонстрационном режиме на примере малого ролла. Подготовка бумажной массы, используемой на мастер-классе, выполняется заранее на большом ролле: это длительный и шумный процесс.
– Вычерпывание бумажной массы из чана.
Производится при помощи специальных рамок с плетеными сетками (рисунок плетения формирует текстуру водяного знака на листе бумаги). Каждая сетка сплетена вручную из проволоки толщиной менее одного миллиметра, путем многократного (в случае с сеткой А5 – сотни раз) переплетения
перпендикулярных рядов проволоки друг с другом.
– Формирование на горке стопы из получившихся листов.
Осевшая на сетке масса – будущий бумажный лист – перекладывается на сукно, выложенное на специальной деревянной горке. Листы прокладываются между собой дополнительными полосами сукна для оптимального отвода влаги и во избежание слипания.
– Отжим.
Получившаяся стопа листов, зажатая между двух досок, перемещается на площадку винтового пресса и отжимается вручную для удаления излишков воды.
– Окончательная сушка бумаги.
Выполняется на специальном сушильном цилиндре. Влажные листы бумаги раскладываются на сушильной сетке, сетка прижимается к поверхности цилиндра при помощи сжатого воздуха и заводится за нагретый цилиндр, где в течение нескольких минут обеспечивается полное высушивание
листов.
Проведение мастер-класса сопровождается рассказом об истории бумаги, истории водяного знака; об изготовлении защищенной бумаги в Экспедиции
заготовления государственных бумаг (предшественнице Гознака) и на современных бумажных фабриках компании. Участникам мастер-класса демонстрируют образцы бумаги XVIII–XIX веков с водяными знаками; также им показывают, как выглядели первые российские банкноты.
ОТРЕСТАВРИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Новая площадка музея размещена в казематах западной части Кронверкской куртины Петропавловской крепости, где по инициативе и на средства Гознака были проведены масштабные реставрационные работы.
Кронверкская куртина была возведена в камне в 1708–1709 годах. В дореволюционный период в казематах куртины размещались жилые помещения для различных служащих: церковных сторожей, нижних чинов и офицеров Инвалидной роты, женатых военно-рабочей роты. На короткий период после восстания декабристов казематы западной части куртины были приспособлены под содержание арестантов. В период между Гражданской и Великой Отечественной войнами помещения находились в ведении НКВД. С 1961 года западная часть Кронверкской куртины использовалась Ленинградским монетным двором (сейчас Санкт-Петербургский монетный двор – филиал АО «Гознак») для производственных нужд.
Работа, связанная с реставрацией Кронверкской куртины и примыкающих казематов Головкина бастиона Петропавловской крепости, ведется Гознаком
на протяжении последних 15 лет – на основании задания, выданного Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) и под его контролем.
В ходе реставрационных работ, в частности, была выполнена консервация кирпичной кладки и фрагментов обнаруженной исторической штукатурки,
а также музеефикация участков цокольного этажа и порохового погреба XVIII века.
Благодаря этому у посетителей Петропавловской крепости впервые появилась возможность не просто побывать в помещениях Кронверкской куртины, но и «заглянуть» в XVIII век – время начала строительства крепости.
Как появилась бумага
Технология производства бумаги возникла в Китае, откуда стала распространяться на Запад по маршрутам Великого Шелкового пути. Европейские страны познакомились с бумагой в XI–XII веках, а в XIV столетии бумага стала известна и в России.
Попытки организовать собственное бумажное производство в России впервые были предприняты в середине XVI века при Иване Грозном, когда под Москвой на реке Уче построили первую бумажную мельницу. Развитию бумажного производства в России много способствовал Петр I: в годы его правления были построены четыре крупные бумажные мельницы. К середине XVIII века в России функционировало около 20 бумажных производств, в конце столетия их работало уже более 70.
В 1769 году были выпущены в обращение первые российские бумажные деньги – ассигнации. Бумага для них вырабатывалась на Красносельской бумажной мануфактуре под Петербургом. Позднее ассигнационную бумагу делали в Царском Селе. Переворот в истории бумажного производства произошел с изобретением бумагоделательной машины. Первая такая машина (фирмы Фудринье) заработала в России в 1816 году на Петергофской бумажной фабрике.
В 1818 году при участии Августина Бетанкура в Петербурге была учреждена Экспедиция заготовления государственных бумаг (предшественница Гознака), ставшая единственным предприятием в России по производству защищенной бумаги.
Сегодня в состав АО «Гознак» входят два филиала, которые выпускают защищенные виды бумаги (их используют для печати банкнот, специальных и акцизных марок, ценных бумаг) и различные виды бумаги потребительского назначения: это Санкт-Петербургская и Краснокамская бумажные фабрики.
Как появился водяной знак
При производстве бумаги на лист может быть нанесено особое изображение – водяной знак, видимый на просвет. Первыми подобные клейма на бумаге стали размещать крупные итальянские бумажные производители в XIII веке. Первоначально они служили товарными знаками фабрик и помещались на все виды бумаги. Позже водяной знак начали использовать на банкнотах и других государственных документах для защиты от подделки.
Наиболее ранней разновидностью водяного знака является изображение в виде контурного рисунка (филигрань). Получали его следующим образом:
к металлической черпальной сетке, которая использовалась для формирования бумажного листа, пришивался шелком или припаивался тонкой
серебряной проволокой проволочный рисунок. При отливе бумаги на месте рисунка бумажная масса ложилась более тонким слоем, чем на остальной части сетки. После высыхания листа оставался знак, видимый на просвет. Разнообразие водяных знаков старинной бумаги чрезвычайно велико, сюжеты производителями бумаги выбирались самые разные: изображения зверей и птиц, предметы домашнего обихода, гербы, инициалы.
В России водяные знаки как защитные признаки впервые появились в петровские времена на гербовой бумаге Красносельской бумажной мануфактуры: водяной знак имел вид государственного герба – двуглавого орла.
В 1820-х годах в Экспедиции заготовления государственных бумаг изменили технологию создания водяного знака – вместо контурных знаков (филиграней) появились светотеневые, получавшиеся за счет объемного рельефа на самой сетке, который создавался штамповкой.
На современных банкнотах и другой защищенной полиграфической продукции водяной знак продолжают использовать как защитный признак.