В 2019 году в России были введены в оборот новые федеральные специальные и акцизные марки для маркировки алкогольной продукции. На них появился двухмерный штрих-код Data- Matrix, содержащий 150 символов и позволяющий вести поштучный учет в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Изготовлением марок, как и прежде, занимается АО «Гознак».
Основным изменением в технологии изготовления марок, по словам руководителя направления Управления по работе с заказчиками АО «Гознак» Виталия Коршункова, стало нанесение на марку двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), который позволяет вести поштучный учет марок.
Ранее производители, импортеры, оптовые и розничные участники рынка вели серийную систему учета марок. То есть марки не были привязаны к конкретным бутылкам – они выдавались на каждую партию алкоголя по числу выпущенных бутылок. Один и тот же товар мог перепродаваться по несколько раз и даже находиться в остатке, а при проверке в итоге выявлялся контрафакт.
После перехода на поштучный учет каждой бутылке соответствует определенная марка. В течение нескольких дней сведения об отсканированной на кассе бутылке уходят государству. Новая система позволяет увидеть информацию по движению каждой бутылки, т. е. все поступления и отгрузки алкоголя по полной цепочке поставок. Таким образом, отмечают эксперты, государство получает всю картину по рынку, быстро считает все акцизы и налоги.
В новом штрих-коде Data-Matrix на марке зашифровано 150 символов (в прежнем варианте штрих-кода их было 68). Эти символы включают информацию о типе, серии и номере марки, служебную информацию ЕГАИС, контрольную сумму и электронную подпись, а также дату изготовления марки.
Принципиально важно, что этот двухмерный штрих-код наносится на марки непосредственно на Гознаке.
– Он печатается специальными чернилами и поэтому имеет гораздо лучшую стойкость к истиранию в результате механического воздействия, чем штриховые коды, которые до введения новых марок наносили сами импортеры и производители продукции, – отмечает Виталий Коршунков.
Кроме того, изменилась номенклатура марок (их число стало меньше).
Новые марки имеют и внешние отличия, которые отражают технологические и конструктивные изменения защитного комплекса марок. Для того чтобы все заинтересованные структуры смогли максимально полно познакомиться с защитным комплексом и внешним видом марок, Гознак подготовил специальные рекламные буклеты, которые, кроме описания защитных признаков, содержат также образцы марок.
Хотя сегодня существующая система маркировки алкогольной продукции рассчитана прежде всего на контроль со стороны государства, защитный комплекс марки дает возможность и обычным потребителям убедиться в подлинности «алкогольных» марок.
Специалисты советуют обращать внимание на наличие на марке алюминиевой голографической фольги с барельефными изображениями герба Российской Федерации и аббревиатуры «РФ» в круге, полос, на которых при покачивании проявляется эффект движения сегментов полосы, а также появляющейся поверх основного изображения при рассматривании под острым углом по всей поверхности фольги аббревиатуры «АП»; защитной нити, имеющей эффект появления цветных полос при рассматривании под острым углом.
Также важное значение имеет высокое качество исполнения марки – плотность бумаги, четкость изображения текста и визуальных защитных элементов.
Появление новых «алкогольных» марок не привело к принципиальным изменениям в механизме взаимодействия АО «Гознак» с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированием) и его межрегиональными управлениями (МРУ). По словам Виталия Коршункова, действующая схема работы позволяет обработать заявку производителя алкоголя, изготовить и отгрузить марки в течение 19 рабочих дней со дня поступления от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка соответствующего решения.
– Как показала практика, участники системы маркировки алкогольной продукции в целом восприняли нововведения положительно. И сегодня мы можем говорить, что налаженная система обработки заявок, изготовления и отгрузки марок, выстроенная Гознаком, является эффективной, – подводит итог Виталий Коршунков.
Изменения в законодательные акты, регулирующие обращение марок для маркировки алкогольной продукции, были внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. № 1140 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции». Роль АО «Гознак» в системе оборота федеральных специальных и акцизных марок для маркировки алкогольной продукции определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» и заключается в изготовлении марок в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования.