В 2019 году исполнилось 250 лет российским бумажным деньгам. Этой дате посвящена подготовленная выставочным комплексом АО «Гознак» выставка «Деньги, которых не было». На ней представлены уникальные предметы из гознаковской коллекции: проектные рисунки, пробные оттиски и образцы банкнот, которые в итоге не были выпущены в обращение. Многие из них никогда раньше не экспонировались. На выставке можно узнать, что «городская» серия банкнот планировалась в России еще более полутора веков назад; увидеть эскизы денежных знаков в стиле модерн и проекты бумажных денег, выполненные художниками-авангардистами 1920-х годов; а также – познакомиться с эскизами банкнот, созданными во время Великой Отечественной войны.
Два с половиной века назад, 29 декабря 1768 года (по новому стилю – 9 января 1769 года), Екатерина II подписала манифест об учреждении «государственных банков для вымена ассигнаций», тем самым положив начало обращению бумажных денег в России. С этого времени банкноты стали важной частью денежного обращения. За прошедшие годы их роль сильно изменилась: если «начинали» они как вспомогательные деньги при звонких монетах, то в наши дни именно банковые билеты стали основными деньгами, а монеты используются для их размена.
АССИГНАЦИИ 1802–1803 ГОДОВ
Первые ассигнации печатались четырех достоинств – 25, 50, 75 и 100 рублей, и разменивались на медные монеты. За одну 100-рублевую ассигнацию давали 100 килограммов медных пятикопеечных монет. С 1786 года в обращении появились новые банкноты разных размеров, причем к уже существовавшим номиналам добавились новые – 5 и 10 рублей. Однако эти ассигнации по-прежнему были недостаточно хорошо защищены от подделки. Поэтому в самом конце XVIII века возник проект замены старых ассигнаций на новые.
В 1802–1803 годах новые ассигнации были отпечатаны. Они известны четырех номиналов – 5, 10, 25 и 100 рублей.
Новые ассигнации были оформлены лучше, чем предыдущие. Отпечатанные ассигнации накапливались в хранилищах Ассигнационного банка и в обращение не выпускались. Планировалось накопить такой их запас, который позволит быстро изъять из обращения все старые ассигнации, заменив на новые. Однако в середине 1800-х годов из-за военных и других больших расходов казны нужда в деньгах резко возросла, и ассигнации старого образца стали печатать огромными тиражами.
В этих условиях изъять их из оборота было невозможно. Поэтому уже отпечатанные и частично подписанные и пронумерованные новые банкноты так и остались в банковском хранилище.
Вскоре началась Отечественная война 1812 года, во время которой французами выпускались фальшивые российские ассигнации. Из-за этого после войны проблема выпуска новых защищенных банкнот стала еще острей. Началась подготовка к созданию Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) – предшественницы Гознака. С 1818 года ЭЗГБ стала выпускать новые ассигнации, и тогда же запасы ассигнаций 1802–1803 годов были уничтожены. Сейчас их чудом сохранившиеся образцы – величайшая редкость. Дошедшие до наших дней «тиражные» и пробные ассигнации этого типа хранятся в собрании Гознака.
«ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ» СЕРИЯ 1860 ГОДА
В 1843 году министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу, в результате которой обращение ассигнаций было прекращено, и появились новые бумажные деньги – государственные кредитные билеты. Однако в 1850-е годы их часто стали подделывать. Требовались новые банкноты, красивые и защищенные от подделки. Было решено коренным образом реконструировать ЭЗГБ и начать разработку новых денег. С участием американских и английских специалистов было обновлено оборудование и построены новые здания. Результатом стало появление новых банкнот, изготовленных с использованием металлографской печати – особой технологии, при которой краска переносится на бумагу со стальной доски под большим давлением.
Эскизы новых банкнот готовили в России, а доски для металлографской печати должны были сделать в США специалисты фирмы American Bank Note Company. Первоначально на новых банкнотах планировалось разместить виды городов Российской империи – Санкт-Петербурга, Москвы, Гельсингфорса и Варшавы, а также портреты представителей народностей, населявших Российскую империю. Если бы эти банкноты были выпущены, они стали бы прообразом современной «городской» серии бумажных денег.
Однако на пути в Россию из Америки корабль с готовыми досками попал в бурю и затонул. Часть досок, поднятых с морского дна некоторое время спустя, была испорчена. Поэтому выпуск новых банкнот затянулся, а в 1863 году появилась идея поместить на них портреты выдающихся российских государей. Так на банкнотах, выпущенных в конце 1860-х годов (образца 1866 года), появились Екатерина II, Петр I, Дмитрий Донской, Михаил Федорович и Алексей Михайлович.
«РУССКИЙ СТИЛЬ» И ОБРАЗ РОССИИ. 1870‑Е – 1880‑Е ГОДЫ
Государственные кредитные билеты образца 1866 года оказались долгожителями – их оформление не менялось до 1887 года, а оформление сторублевого билета – даже до 1898 года. В 1876 году были выпущены новые 25-рублевые билеты, схожие по оформлению с английскими фунтами.
В начале 1880-х годов стало ясно, что банкноты образца 1866 года устарели. Деятельность фальшивомонетчиков, эволюция художественного вкуса, наконец, технический прогресс в бумажном производстве и печати заставили в начале 1880-х годов приступить к разработке новой серии российских банкнот. Они были оформлены в «русском стиле» и вышли в обращение в 1887 году. Автором рисунка их лицевой стороны являлся художник А. И. Шарлемань, оборотной – архитектор Н. В. Набоков.
Но вскоре новые билеты тоже начали подделывать, и в 1889 году в Экспедиции заготовления государственных бумаг было создано особое Испытательное отделение, которое занялось проектированием банкнот с учетом повышенных требований к их защите.
В течение первой половины 1890-х годов вышли новые 5-, 10- и 25-рублевые банкноты. Именно при их изготовлении впервые была использована «орловская печать» – особый метод многокрасочной печати, изобретенный русским инженером И. И. Орловым. Первой в 1892 году вышла 25-рублевая банкнота, которая содержала, помимо «орловской печати», еще одно новшество – локальный водяной знак с портретом Александра III.
Художники Экспедиции долго искали центральный образ новых денег. Сохранились эскизы с портретами монарших особ и государственных деятелей; античного бога торговли Меркурия, витязей, персонажей в исторических костюмах XVII–XVIII веков и пр. Однако в результате в качестве центрального элемента был выбран образ молодой женщины, символизирующий Россию. Интересно, что выбран был в итоге образ России в царском облачении XVII века, хотя сохранились эскизы с изображением России в античном одеянии с императорскими регалиями.
Также в работе над эскизами денежных знаков участвовали именитые художники – например М. О. Микешин, предложивший эскизы банкнот, очень оригинальные по оформлению и концептуальные по замыслу.
«ИМПЕРАТОРСКАЯ» СЕРИЯ РУДОЛЬФА РЁССЛЕРА
В 1892 году министром финансов Российской империи стал С. Ю. Витте, начавший подготовку к денежной реформе, целью которой была стабилизация рубля и обеспечение беспрепятственного размена бумажных денег на золото. В это же время в ЭЗГБ разрабатывались новые бумажные денежные знаки – «императорская серия» кредитных билетов, выполненная художников Рудольфом Рёсслером.
Предполагалось выпустить целую серию новых банкнот всех номиналов, украшенных портретами российских императоров. Автор этих эскизов Р. Рёсслер – австриец, приглашенный в ЭЗГБ. Эскизы были насыщены декоративными элементами, которые предполагалось выполнять металлографской печатью.
Эскизы Рёсслера были розданы в работу граверам Экспедиции, которые должны были вырезать изображения на стали. Однако вскоре стало ясно, что быстро закончить подготовку к выпуску всей «императорской» серии невозможно, и после денежной реформы были выпущены новые бумажные деньги, которые или повторяли по виду старые, или были значительно менее «нарядными», чем эскизы Рёсслера.
Параллельно продолжилась работа над «императорской серией». Разработка банкнот мелких номиналов не была доведена до конца, вероятно – из-за явной нерациональности использования столь сложной металлографской печати. Были к «императорской» серии и другие «претензии». Серию надо было перерабатывать. В результате до выпуска в обращение была доведена работа над банкнотами лишь самых крупных номиналов – 100 и 500 рублей. В 1907–1908 годах художник Р. Г. Заррин исполнил для них новые лицевые стороны, и в 1911–1914 годах эти банкноты были выпущены в обращение, сразу став визитной карточкой ЭЗГБ – высшим достижением дореволюционного банкнотного производства России.
НАЧАЛО XX ВЕКА
В первое десятилетие XX века, после денежной реформы и выпуска в обращение кредитных билетов образца 1898–1899 годов, работа ЭЗГБ по проектированию новых банкнот не остановилась.
Единство оформления купюр всех номиналов, сохранявшееся с некоторыми исключениями в 1860-е – 1880-е годы, в конце XIX века было нарушено. В 1900-х годах дорабатывалась «императорская» серия Р. Рёсслера, создавались эскизы новых банкнот. Судя по сохранившимся оттискам, проектировали новые лицевые стороны для «ресслеровских» 25 рублей, однако эта работа не увенчалась успехом: в 1904 году Р. Г. Заррин выполнил новые эскизы обеих сторон, а в 1909 году новая «четвертная» вышла в обращение. В те же годы проектировались новые банкноты мелких номиналов – 1 и 3 рубля, уже без учета эскизов Р. Рёсслера.
В собрании Гознака сохранилось множество проектных рисунков и пробных оттисков банкнот того времени разных достоинств. Они отражают повседневную работу специалистов ЭЗГБ, направленную на обновление банкнотного ряда с учетом не только меняющихся художественных вкусов, но и последних достижений в области защитных технологий – борьба с фальшивомонетчиками велась постоянно. С 1905 по 1914 год в обращение вышли всего шесть новых банкнот.
В 1910-е годы шла дальнейшая работа над новыми банкнотами. Например, в 1910–1911 годах проектировались новые 5-рублевые банкноты с изображениями двуглавых орлов и Меркурия. Однако эту работу не успели довести до конца – летом 1914 года началась Первая мировая война, а затем и революция.
Развитие дизайна бумажных денег России начала XX века неразрывно связано с именем Р. Г. Заррина, который поступил в ЭЗГБ в 1899 году. Он был автором эскизов всех выпущенных банкнот образца 1905–1912 годов, кроме оборотных сторон 100- и 500-рублевых билетов.
1917–1918 ГОДЫ
После начала Первой мировой войны размен бумажных денег на золото был отменен, и начался разменный кризис – денег мелких достоинств не хватало. В результате появились разменные казначейские знаки и деньги-марки, которые заменили монеты. Однако в это время проектировали и новые полноценные кредитные билеты. Видимо, последний по времени дореволюционный проект банкноты – рубля с упрощенной нумерацией – был выполнен в 1916 году.
В конце февраля 1917 года в России началась Февральская революция. Ее итогом стало свержение царской власти и создание Временного правительства. Новой власти достались в наследство все старые проблемы, и в том числе – расстроенное денежное обращение и разменный кризис. Уже весной 1917 года началась разработка дизайна новых денег, которые должны были отразить смену власти и государственной символики. В конце лета были выпущены кредитные билеты 250- и 1000-рублевого достоинства. Планировали выпустить оформленные схожим образом 25- и 50-рублевые купюры, однако до нас дошли лишь их эскизы.
Параллельно были подготовлены эскизы билетов номиналов от 1 до 1000 рублей. В документах того времени эта серия называлась «республиканский кредит». Были изготовлены пробные оттиски, однако дальше проб дело не пошло.Последние деньги, выпущенные при Временном правительстве, – это
знаменитые «керенки»: казначейские знаки достоинством 20 и 40 рублей, прозванные так по имени министра – председателя Временного правительства А. Ф. Керенского. Они вышли в обращение в сентябре 1917 года и сразу же стали одними из самых массовых и популярных денежных знаков. Выпускались «керенки» неразрезанными листами по 40 штук – подразумевалось, что кассиры будут отрезать нужное количество купюр сами. После прихода большевиков к власти постепенно встал вопрос о выпуске новых купюр, которые отражали бы произошедшие перемены. Ими должны были стать банкноты «пролетарского кредита» с портретом К. Маркса, выпуск которых готовился в 1918 году. Для новых денег был награвирован портрет К. Маркса, сделанный с известной фотографии мыслителя. Автор гравюры – художник и гравер П. С. Ксидиас. Оттиски гравюры и эскизы билетов «пролетарского кредита» достоинством 100, 250, 500 и 1000 рублей сохранились в собрании Гознака. Судьба «кредита» оказалась печальной: в условиях 1918 года, когда объем печати бумажных денег по сравнению с довоенным временем неизмеримо возрос, подготовить и напечатать новые банкноты не было возможности. В итоге первые выпущенные советские бумажные деньги были оформлены значительно проще.
1920‑Е ГОДЫ: ДЕНЬГИ НОВОГО ГОСУДАРСТВА
В 1918 году часть ЭЗГБ была эвакуирована в Пензу, а через год было образовано Управление фабриками по заготовлению государственных знаков (Гознак). К началу 1920-х годов центр проектирования бумажных денег переместился в Москву. Для Гознака первая половина 1920-х годов стала очень сложным периодом. Чуть ли не ежегодно выпускались новые образцы бумажных денег, оформленные значительно проще, чем старые кредитные билеты. В 1921 году после провозглашения НЭПа был взят курс на денежную реформу, которая должна была привести в порядок денежное обращение. В результате специалисты Гознака столкнулись с очень сложной задачей: с одной стороны, требовалось отразить на новых деньгах все произошедшие перемены; с другой – делать банкноты, которые можно было бы печатать огромными тиражами. О попытках успешно решить эти задачи свидетельствуют материалы, сохранившиеся в собрании Гознака. Художники А. Г. Якимченко, И. И. Дубасов, Я. Б. Дрейер, Д. С. Галядкин, Г. П. Пашков и другие помещали на свои эскизы банкнот рабочих и работниц, крестьян, орудия труда, станки, мечи и трактора. В большинстве случаев банкноты по их эскизам так и не вышли. Технические возможности заставляли или ограничиваться несложными орнаментами, или пользоваться наработками предыдущих лет. Только в 1923 году на банкнотах появились скульптуры красноармейца и крестьянина И. Д. Шадра, а на следующий год в обращение вышли казначейские билеты, номинированные в золотых рублях. Многие эскизы этого времени не были осуществлены – например, замечательные авангардные эскизы А. Г. Якимченко, некоторые из них дошли до стадии изготовления пробных оттисков. Часть эскизов Гознак даже отправил в качестве экспонатов на Всемирную выставку 1925 года в Париже. В том же году на новой 5-рублевой банкноте появилось изображение скульптуры И. Д. Шадра «Рабочий», хотя первоначально на нее планировали поместить портрет народовольца С. Н. Халтурина, также были варианты с портретами В. И. Ленина и М. И. Калинина.
СОВЕТСКИЙ ЧЕРВОНЕЦ
Параллельно с разработкой банкнот, номинированных в рублях, в начале 1920-х годов шла работа по созданию новой советской валюты – червонца, приравненного по содержанию золота к дореволюционным 10 рублям. Червонцы были оформлены совершенно иначе, чем красочные рубли. Они в полной мере соответствуют концепции оформления, которую можно условно обозначить как «банкнота – документ»: денежному знаку специально придан вид важного документа, дабы подчеркнуть его значение и обеспечить к нему доверие как внутри страны, так и на Западе. Эти банкноты в известной степени копировали английские фунты, которые в те годы были одной из самых стабильных мировых валют. Например, в 1922 году художник В. Н. Адрианов составил проект банкнот достоинством 5 и 25 червонцев, которые копировали английский фунт образца 1917 г. У фунта на одной стороне был орнамент и тексты, на другой – вид Вестминстерского дворца в Лондоне. Композиция проектов Адрианова очень схожа, но вместо дворца на обороте его эскиза – вид Московского Кремля. Однако проект Адрианова осуществлен не был. Только в 1947 году «Кремлю» нашли применение и поместили на 100-рублевую банкноту, изменив отдельные элементы гравюры.
Начиная с середины 1920-х годов в оформлении проектируемых червонцев наметилось два направления. Проекты первого направления отсылают к английскому фунту и концепции «банкнота- документ». На проектах второго направления (авторства И. И. Дубасова) ставка сделана на гильоширные сетки и узоры; водяной знак не предполагается. В результате к середине 1930-х годов второе направление вышло вперед, и банкноты с номиналом в рублях, и червонцы теперь были оформлены схожим образом. Таким образом, намеренное размежевание стиля червонцев и рублей первой половины 1920-х годов отошло в прошлое.
1930‑Е: ВРЕМЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
В начале 1930-х годов работа по проектированию новых советских банкнот продолжилась. Была поставлена цель унифицировать размер и оформление казначейских билетов всех трех номиналов – 1, 3 и 5 рублей. Вскоре новые билеты были выпущены с обозначением года «1934». Судя по материалам собрания Гознака, в первой половины 1930-х годов велась работа по унификации оформления не только казначейских билетов (рублей), но и билетов Госбанка (червонцев), которые до этого выпускались эпизодически в разном оформлении. Однако червонцы, оформленные в едином стиле, выйдут только в конце 1930-х годов.
В 1935 году И. И. Дубасов подготовил новые варианты червонцев, которые составляли единую серию, однако в начале 1936 года эта работа останавливается и начинается разработка новых банкнот. Они проектировались единой серией, причем впервые после долгого перерыва на них появились изображения: на купюрах мелких достоинств – изображения рабочего, красноармейца и женщины (в итоге рабочего заменят на шахтера, женщину – на парашютиста), на крупных – портрет основателя советского государства В. И. Ленина. В 1938 году новые купюры вышли в обращение.
Серия проектировалась долго и трудно. Достаточно сказать, что эскиз банкноты с изображением красноармейца художник И. И. Дубасов менял не менее шести раз, внося изменения в его обмундирование и амуницию, учитывая их постоянную модернизацию и требования устава. В конце 1937 года вместо женщины на эскизах 5-рублевой банкноты появился парашютист, а с клише лицевой стороны 3-рублевки была убрана имитация подписи наркома финансов Г. Ф. Гринько, который был арестован. С клише банкнот крупных номиналов была убрана подпись председателя правления Госбанка СССР С. Л. Кругликова – по той же причине.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 ГОДА
Судя по эскизам, сохранившимся в фондах Гознака, в 1942 году, к 25-летию Октябрьской революции, предполагалось выпустить новые бумажные деньги. На банкнотах крупных номиналов в этой серии должны были появиться портреты революционеров и достижения советского государства – паровозы, электростанции, заводы.
Сохранились эскизы с изображениями В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинского, Я. М. Свердлова, В. И. Ленина. Однако, видимо, из-за начавшейся Великой Отечественной войны эти банкноты так и остались в проекте.
В 1942–1943 годах концепция серии была переосмыслена, и художники Гознака создали новые эскизы. На этот раз на крупных купюрах изображались выдающиеся русские полководцы – Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов. На самой крупной купюре – 25 червонцев – был помещен портрет В. И. Ленина. Банкноты этой серии, тем не менее, не выпустили – в 1942–1943 годах для этого не было возможностей.
В 1943 году, после перелома в ходе войны, началась подготовка к послевоенной денежной реформе. Как известно, она была осуществлена в конце 1947 года. Подготовка велась в строжайшем секрете. Самой крупной новой банкнотой стали 100 рублей, и на них наконец нашлось место изображению Московского Кремля, прототип которого был создан еще в 1920-е годы. Вид был «осовременен», в частности – с него убрали постройки, которые еще до войны были уничтожены («с рублей советских смотрит Ленин и башни древние Кремля» – писал после реформы С. Я. Маршак). Банкноты образца 1947 года находились в обращении более 13 лет и были заменены в 1961 году, в ходе очередной денежной реформы.
МИРНОЕ ВРЕМЯ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Денежная реформа 1961 года готовилась с конца 1950-х годов. В обращение были выпущены новые бумажные деньги, значительно меньшие по размеру, чем их предшественники. Эти банкноты оказались долгожителями – они ходили в течение 30 лет и хорошо запомнились. В 1967 году художники В. А. Ермаков и Ю. А. Лукьянов выполнили эскизы бумажных денег, посвященных 50-летию советской власти, однако осуществлены они не были – к этому событию были выпущены только памятные монеты достоинством от10 копеек до рубля. В конце 1980-х годов появляются новые эскизы советских бумажных денег номиналами от 1 до 500 рублей. Однако они так и не были осуществлены: вскоре в стране сменилась экономическая, а затем и политическая ситуация, а на повестке дня стал вопрос о срочной разработке бумажных денег новой России.
Специалисты Гознака оказались в ситуации, схожей с началом 1920-х годов: с одной стороны, нужно было наладить бесперебойный выпуск банкнот в том количестве, в котором требовалось, с другой – разработать новые купюры, которые отражали бы совершившиеся перемены. К тому же в 1991 году прошла очередная денежная реформа, и банкноты крупных номиналов были заменены на новые, а вскоре в обращении появились и несколько измененные купюры мелких номиналов. В 1992 году вышли первые банкноты России. На них уже не было советской символики. Через год старые советские и первые российские купюры заменили на новые – номиналом от 100 до 50 000 рублей. Банкнота достоинством 100 000 рублей была утверждена, но не выпущена в обращение.
В те же годы художники Гознака проектируют «портретные» серии банкнот. Если бы их проекты осуществились, на бумажных деньгах могли бы появиться портреты М. В. Ломоносова, Ю. А. Гагарина, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Шаляпина, П. И. Чайковского, Д. И. Менделеева, А. С. Пушкина, В. И. Сурикова. Однако в 1993–1994 годах художники создали первые эскизы банкнот с видами российских городов. Эта концепция оформления и была реализована.
Первые банкноты «городской серии» вышли в 1995 году, а вскоре с них «убрали» три ноля. Билеты Банка России образца 1997 года находятся в обращении и сейчас. За прошедшие годы было выпущено несколько их модификаций. В 2001 году вышла 1000-рублевая купюра, в 2006-м – 5000 рублевая. В 2017 году банкнотный ряд пополнился билетами номиналом 200 и 2000 рублей. Кроме того, в 2014 году впервые в России появилась памятная банкнота. Она была посвящена Олимпийским играм в Сочи. В последующие годы вышло еще две памятных банкноты, причем последняя, посвященная чемпионату мира по футболу FIFA, прошедшему в 2018 году, отпечатана не на бумаге, а на пластике.
«Эти сокровища стали доступны»
Своими впечатлениями от выставки «Деньги, которых не было» поделились представители музейной и научной общественности.
Александр ПОЛИЩУК, заведующий сектором нумизматики Государственного Русского музея:
– Еще некоторое время назад даже невозможно было представить, что все это может быть выставлено для обозрения, для научных исследований. Поэтому выставка, на мой взгляд, просто уникальная. До открытия выставки в лучшем случае в каталогах могли встречаться предположения о том, что существуют образцы или пробные экземпляры некоторых банкнот. Но какие, где, и что они из себя представляют – для исследователей и коллекционеров-бонистов оставалось загадкой. И вот теперь, благодаря АО «Гознак», эти сокровища стали доступны для музейного, научного, и коллекционерского сообществ.
Виталий КАЛИНИН, заведующий отделом нумизматики Государственного Эрмитажа:
– Такие вещи, за редким исключением, ни в одном музее не увидишь. Гознак – это зачастую опытное производство. Поэтому в каждую эпоху было создано множество пробных экземпляров, которые остаются в хранилищах Гознака. И увидеть их, конечно, очень интересно.
По этим артефактам можно про- следить процесс создания отдельных банкнот. Очень здорово, что у Гознака появился выставочный зал, в котором можно увидеть уникальные экспонаты, долгие десятилетия недоступные широкой публике.
Тот факт, что Гознак создал свой вы- ставочный центр, трудно переоценить.
Людмила БАКАЮТОВА, главный хранитель государственной коллекции знаков почтовой оплаты Центрального музея связи имени А. С. Попова:
– Выставка замечательная. Я и мои коллеги особенно внимательно смотрим на работы художников, чьи работы представлены на выставке. Художники, которые рисовали банкноты, рисовали также и почтовые марки. Поэтому для нас это все близко и чрезвычайно интересно.
Появление в Санкт-Петербурге музея Гознака было воспринято музейным сообществом очень хорошо. Это музей, близкий Центральному музею связи и по духу, и по материалам, и по исследовательской тематике. Появление в Петербурге экспозиции Гознака «История денег» способствует выполнению нашей главной задачи – сохранению культурного наследия нашей страны.