На монете «Конек-Горбунок», в 2022 году выпущенной в обращение Банком России, Санкт-Петербургский монетный двор Гознака представил свою новую технологию – эффект интерференции света. Впервые эта технология была продемонстрирована за год до этого на жетоне, выпущенном монетным двором к своему 297-летию.
Монета «Конек-Горбунок» вышла в серии «Легенды и сказки народов России». Петр Ершов написал сказочную поэму «Конек-Горбунок» в 1834 году, когда ему было всего 18 лет. «Конек-Горбунок» стал первым и самым известным произведением автора и до сих пор остается одной из лучших русских сказок в стихах, любимой взрослыми и детьми. Этой сказке посвящена монета, выпущенная Банком России в серии «Легенды и сказки народов России».
На реверсе монеты в рельефе изображен главный герой сказочной поэмы Петра Ершова – Иванушка – верхом на Коньке-Горбунке на фоне сказочного города, звезд и луны, выполненных в технике лазерного матирования. Особое внимание на монете привлекает к себе Жар-птица. Ее радужное изображение создано с помощью специальной технологии, в которой использован эффект интерференции света.
Эта технология впервые была отработана на жетоне, выпущенном к 297-летию Санкт-Петербургского монетного двора в 2021 году. Эффект интерференции света достигается благодаря применению специального режима лазерной обработки поверхности инструмента. Во время чеканки инструмент переводит структуру поверхности на изделие, при этом возникает оптико-физический эффект интерференции (радужное переливание цветов светового спектра). Отработка этого эффекта была сложной задачей.
– В 2021 году мы активно прорабатывали эту технологию, проводили тесты, пробовали различные структуры, наносили микрорельеф лазерным способом на поверхности из полированной стали, на хромированные поверхности, – рассказал Сергей Евстратов, начальник производственно-технологического отдела СПМД. – Свои разработки воплотили в жетоне, посвященном 297-летию монетного двора. Затем, получив опыт изготовления изделия, доработали технологию нанесения микрорельефа на поверхность и показали тесты художникам Дизайнерского центра АО «Гознак». Они оценили перспективы применения новой технологии и увидели новые возможности воплощения художественного замысла на монете.
И эскизы не заставили себя долго ждать. Осенью 2022 года вышла первая монета с эффектом интерференции света – «Конек-Горбунок». Это исключительный случай, когда от пробной чеканки до воплощения в монете прошли считанные месяцы.
– При подготовке жетона ко Дню монетчика в 2021 году мы хотели понять, как эффект интерференции работает в пространственной композиции, и получили очень хороший результат. Поэтому, оценив новые возможности, решили использовать его в тиражном изделии. И «Конек-Горбунок» стал первой монетой, где эта технология применена. Здесь ее использование очень логично, – прокомментировал Андрей Брынза, ведущий художник Дизайнерского центра АО «Гознак».
Решение использовать эту технологию для создания образа волшебной Жар-птицы возникло у художника сразу, как только он взялся на создание эскиза. По его словам, переливающийся радужный эффект, который дает эта технология, и создает образ волшебной птицы. К тому же Жарптица – из другого, сказочного, мира, и она должна быть необычной. Эффект игры света вызывает ощущения волшебства.
– Приступив к работе, мы отработали несколько режимов интерференции, определили наиболее удачный и воплотили его на монете, нанеся эффект на изображение Жар-птицы, – пояснил Сергей Евстратов. – Особенность технологии заключается в том, что эффект наносится на хромированную поверхность штемпеля и переводится чеканкой на монету. Иными словам, обрабатывается не каждая монета по отдельности, а эффект интерференции
тиражирует штемпель.
Еще одна особенность монеты – рельеф Конька-Горбунка и Иванушки на ней выполнены в технике матирования лазером с эффектом расчистки. Эта технология применяется СПМД с 2018 года, когда была отчеканена монета, посвященная 150-летию со дня рождения писателя Максима Горького. Суть технологии в том, что все глубинные рельефы затемняются, а верхний рельеф, наоборот, высветляется. В результате получается насыщенная рельефная композиция. По словам Сергея Евстратова, в изделиях качества «пруф» добиться такого сложно: в основном все рельефы матируются равномерно. Но использование лазерной техники плюс
применение ноу-хау Санкт-Петербургского монетного двора позволило выполнить на монете качеством «пруф» рельеф с таким эффектом контрастного рельефного изображения.
– В итоге получилась очень красивая монета. Технология интерференции дает очень красивый, оригинальный и запоминающийся эффект. В дальнейшем планируем использовать эту технологию и при создании других монет, когда это будет уместно, – резюмировал Андрей Брынза.