Я обратился вчера в Экспедицию заготовления государственных бумаг к лицу, заведующему специальным отделом, и получил от него ответы на все интересовавшие меня вопросы.
– Прошу только об одном, – сказал мой собеседник, – не называйте моей фамилии.
– Почему?
– Потому что у нас здесь нет ни Иксов, ни Игреков, ни Зетов. Здесь – Экспедиция. Все мы работаем для Экспедиции, а сами по себе ничего не значим, ничего из себя не представляем. Мы крошечные пружины огромного, сложного механизма. Значит, и надо говорить только об этом механизме и только от его имени.
(«Петербургская газета», 1900 г. №225, 16 августа)
История российских банкнот насчитывает более двух с половиной веков. За это время было выпущено множество типов бумажных купюр – от первых ассигнаций, схожих по виду с заполненными бланками банковских документов, до современных высокотехнологичных банкнот, насыщенных изображениями и текстами. Такая метаморфоза – постепенное превращение документа в «картинку» – породила взгляд на банкноту как на художественное произведение. Это отчасти неверно – поскольку при разработке банкнот в первую очередь учитываются требования защиты от подделки, а отчасти – верно, поскольку многие отечественные банкноты представляют собой подлинные шедевры дизайна, отражающие художественные вкусы и тенденции своего времени. Поэтому к банкноте вполне применим вопрос – а кто ее автор?
Чтобы ответить на вопрос об авторе банкноты, нужно понять, кого можно считать таковым. Банкнота – это сложное произведение, аккумулирующее передовые технологии своего времени. Исключением могут быть разве что деньги чрезвычайных обстоятельств или местные деньги, где технологическая и защитная составляющие уходят на второй план. История российских банкнот насчитывает более двух с половиной веков. За это время было выпущено множество типов бумажных купюр – от первых ассигнаций, схожих по виду с заполненными бланками банковских документов, до современных высокотехнологичных банкнот, насыщенных изображениями и текстами. Такая метаморфоза – постепенное превращение документа в «картинку» – породила взгляд на банкноту как на художественное произведение. Это отчасти неверно – поскольку при разработке банкнот в первую очередь учитываются требования защиты от подделки, а отчасти – верно, поскольку многие отечественные банкноты представляют собой подлинные шедевры дизайна, отражающие художественные вкусы и тенденции своего времени. Поэтому к банкноте вполне применим вопрос – а кто ее автор?
Эскиз выполнен художником А. Ф. Бальдингером в 1900 г. Он не подписан автором, но тексты написаны его «фирменным» шрифтом – кроме Бальдингера никто его не использовал Художник, рисующий эскиз банкноты, работает в жестких рамках, определяемых самыми разными требованиями.
До революции в Экспедиции заготовления государственных бумаг специалист, отвечавший за разработку новых бумажных денег, именовался главным техником по художественно-графической части, и художники работали под его началом.
Тем не менее исторически сложилось так, что многие известные денежные знаки ассоциируются, прежде всего, с художниками. К тому же, в силу специфики производства Гознака, художники часто – единственные создатели банкнот, чьи имена становятся известны широкой публике.
С 1920–1930-х годов в прессе регулярноm упоминались их имена, правда, в первую очередь как создателей проектов почтовых марок, поскольку советская филателия в те годы активно развивалась. В более поздние годы легендарный главный художник Гознака И.И. Дубасов многократно давал интервью, рассказывая о своей работе. А затем эстафету перенял его преемник – И.С. Крылков. Эти имена помнят и бонисты, и сотрудники Гознака. А имена М.Г. Алахова и Б.В. Недзвецкого, которые в 1920-е годы изобрели новые способы защиты банкнот от подделки и чьи идеи лежали в основе оформления советских бумажных купюр несколько десятилетий, известны гораздо меньше. В создании банкноты принимает участие много людей, среди которых – представители банка-эмитента, художники, граверы, технологи. Поэтому автора в привычном понимании, как, например, у живописного полотна, – у банкноты нет.
Тем не менее практически любая банкнота создана на основе эскизного проекта, выполненного художником. В конечном итоге именно он определяет внешний вид и будущее денежного знака. Поэтому если формулировка «автор банкноты» неверна, то она может быть
заменена на «автор эскиза банкноты» или «автор художественного оформления банкноты». При этом достаточно посмотреть на многочисленные проекты банкнот, хранящиеся в собрании Гознака, чтобы убедиться – при всех рамках и требованиях по-настоящему талантливый художник может вдохнуть в свои проекты не только свою творческую индивидуальность, но и дух времени.
А если смотреть на банкноту как на отражение своей эпохи, то это главное.
ЭСКИЗЫ И ИХ АВТОРЫ
В собрании Гознака хранится множество материалов, связанных с разработкой отечественных банкнот – эскизов, пробных оттисков, печатных проектов. Многие из них так и не были утверждены или были утверждены с изменениями. Обычно художники рисовали проекты в натуральную величину – чтобы было понятно, как будет восприниматься зрительно будущая банкнота. Это большой кропотливый труд: иногда на создание одного эскиза уходило несколько недель. За последние годы сотрудниками выставочного комплекса АО «Гознак» сделано немало для их описания, публикации и изучения. Эта работа, как правило, включала в себя установление авторства проектов, что оказалось не такой простой задачей, как можно представить на первый взгляд.
Во-первых, далеко не все проекты художниками подписаны. Во-вторых, документов, связанных с историей создания эскизов, сохранилось немного. К тому же почти нет и нарративных источников, связанных с историей создания банкнот. В основном это воспоминания и интервью самих художников – уже упоминавшихся выше И.И. Дубасова и И.С. Крылкова.
К счастью, некоторые документы все же сохранились. Яркий пример – рабочий дневник Р.Г. Заррина, куда художник записывал свои каждодневные занятия. Еще один пример – отчеты Технического отдела Гознака за 1921–1923 годы, которые подавались на рассмотрение руководителю Гознака Т.Т. Енукидзе и чудом сохранились до наших дней. Информацию, которая в них содержится, можно соотнести с сохранившимися эскизами и установить их авторов.
ПОДПИСИ…
Самый простой случай (и, к счастью, самый распространенный) – когда автор сам подписывался под своим проектом. Первые по времени эскизы из собрания Гознака, подписанные художниками, – это неосуществленные проекты кредитных билетов, исполненные в 1859 году Н.А. Зауервейдом и А.А. Фаддеевым. Иногда художники делали свое имя частью банкноты. Например, А.И. Шарлемань в 1870–1880-х годах часто ставил свою подпись на месте подписи кассира на будущей банкноте. Обычно подпись однозначно говорит об авторе, но бывают и исключения.
Например, сохранился авангардный эскиз бумажного рубля 1923 года работы А.Г. Якимченко. Его взяли в работу, и на его основе сделали сетку лицевой стороны будущей купюры. Но пропись – тексты, которые должны были печататься поверх сетки – делали после, взяв за основу эскиз работы другого художника – В.К. Куприянова. Таким образом, композиция лицевой стороны банкноты имеет двоих авторов, хотя на первый взгляд это неочевидно. В 1924 году новый рубль был утвержден и вскоре вышел в обращение.
Встречаются эскизы отдельных элементов банкноты, подписанные художником. Это позволяет определить авторство всей банкноты лишь с известной долей условности: нередки были случаи, когда эскиз всей банкноты делал один художник, а отдельные элементы потом прорисовывал другой. Например, в 1892 году в обращение вышла 25-рублевая купюра с изображением женщины, символизировавшей Россию.
В фондах Гознака сохранился и эскиз всей банкноты, и эскиз с изображением женщины, подписанный А.И. Шарлеманем. К сожалению, общий эскиз не подписан, и мы можем лишь предполагать, что его автор – Шарлемань. В те годы в Экспедиции заготовления государственных бумаг работали несколько художников. Бывали случаи, что они работали вместе над одним эскизом – например, А.И. Шарлемань и А.Ф. Бальдингер.
Встречаются примеры, когда на эскиз помещены сразу две подписи художников. Так, на эскизах 5-рублевых кредитных билетов 1911 года подписи И.Г. Мясоедова и Р.Г. Заррина. Первый – автор изображения Меркурия, второй – общей композиции проекта. Наконец, нередки случаи, когда художники использовали для эскизов сторонние изображения.
Классический пример – банкноты (и другие государственные знаки, например, почтовые марки) 1920-х годов с изображением
скульптур И.Д. Шадра.
Эти купюры прочно ассоциируются с именем знаменитого скульптора, который по заказу Гознака выполнил скульптуры красноармейца, рабочего, крестьянина и сеятеля в 1922 году. Но эскизы этих банкнот выполнил не Шадр: для них лишь использовали фотографии скульптур, снятые в нужных ракурсах. Авторы эскизов – художники Гознака В.К. Куприянов и А.Г. Якимченко. Аналогичная ситуация и с проектами почтовых марок: рамки к портретам делали те же художники.
Некоторые эскизы содержат подписи, которые можно принять за подписи их авторов, хотя они таковыми не являются. В качестве примера можно привести подписи Г.И. Франка и художника Р.Г. Заррина, которые есть на многих проектах. Но они визировали эскизы не как авторы, а по должности: первый был руководителем художественными работами Экспедиции заготовления государственных бумаг, второй – главным техником по художественно-графической части.
В одном случае неверное истолкование подписи породило неверную атрибуцию. Так, долгое время считалось, что проекты советских расчетных знаков номиналом 15, 30 и 60 рублей выполнены в 1918 году Р.Г. Зарриным, который поставил под ними инициалы «РЗ». Эти эскизы даже публиковались в изданиях, посвященных творчеству Заррина. Однако по манере исполнения эти проекты относятся к работам другого художника – Г.Г. Рейндорфа, а Заррин поставил свою визу как его руководитель.
…И ШИФРЫ
В фондах Гознака есть немало эскизов, которые не подписаны художниками. Однако на протяжении многих лет художники Гознака использовали остроумный и необычный способ указать на проекте свое имя – зашифровав его в буквах условной серии будущей банкноты. Еще А.И. Шарлемань (Charlemagne) с 1870-х годов указывал в качестве серии буквы «A-C», правда, не на всех эскизах. В начале XX века Р.Г. Заррин ставил на свои эскизы в качестве «серии» буквы «РЗ», хотя известны несколько эскизов его работы с другими буквами.
После отъезда Заррина за границу традиция прервалась. Возобновилась она в 1920-е годы, когда ее возродил И.И. Дубасов, пришедший работать в Гознак в 1922 году. Свои инициалы «ИД» он указывал как серию, а дату создания эскиза – как номер. В конце 1920-х годов аналогично поступал на своих эскизах В.П. Корзун.
Позднее так стали поступать и другие художники – до войны С.А. Поманский, после войны – П.М. Чернышев, Ю.А. Лукьянов, В.А. Ермаков, И.С. Крылков. Однако такие «коды» использовались не везде и не всегда. К тому же серия и номер проставлялись, как правило, на одной стороне банкноты, а бывали случаи, когда эскизы обеих сторон делали разные художники. Классический пример – эскизы советских банкнот образца 1961 года. В работе над их эскизами участвовали И.И. Дубасов, С.А. Поманский и Ю.А. Лукьянов.
В 1990-е годы появилась практика ставить инициалы обоих художников, если у эскиза было два автора (например, ТЗ 0910920 – Тимофеев, Зайцев, 9 октября 1992 года).
В те же годы было взято за правило на обороте эскизов указывать автора и дату их создания.
НИ ПОДПИСИ, НИ ШИФРОВ
Самые сложные случаи – когда ни подписи художника, ни «шифра» на эскизе нет. Здесь допустимы предположения, основанные на особенностях самого эскиза и анализа сведений, почерпнутых из других источников. Хорошо, если информация об эскизах есть в немногочисленных документах. Например, чудом сохранились протоколы «технических бесед», которые велись в Экспедиции заготовления государственных бумаг в 1903 году и были посвящены разработке новых банкнот для Болгарии. В них подробно расписано, кому из художников поручали рисовать эскизы. Если соотнести это с самими эскизами, то автор каждого из них безошибочно устанавливается.
Если документов нет, приходится внимательно анализировать сами эскизы. Например, ряд проектов банкнот 1917–1919 годов имеют одинаковое характерное начертание букв серии и цифр номера. На одном из них автограф автора – Г.Г. Рейндорфа. Следовательно, можно утверждать, что и остальные эскизы этой группы были выполнены им, тем более что это согласуется с недолгим (1915–1920) периодом его работы. Несмотря на всю специфику работы, художникам удается проявить свою индивидуальность, и «руку мастера» часто видно и тогда, когда никаких подписей или «шифров» нет. К примеру, проекты советских червонцев работы художника и картографа В.Н. Адрианова ни с чем нельзя спутать. А художник А.Ф. Бальдингер, работавший в Экспедиции заготовления государственных бумаг в 1880–1900-е годы, тексты на эскизах писал характерным шрифтом в стиле «модерн», который очень узнаваем.
Работа по описанию и изучению проектов банкнот продолжается. В настоящее время известны авторы многих эскизов российских бумажных денежных знаков XIX–XX веков, а также имена других специалистов ЭЗГБ – Гознака, причастных к их созданию. Однако остается еще немало эскизов, авторство которых неизвестно или вызывает сомнения. В их числе – многие проекты 1890-х и начала 1920-х годов; часть эскизов банкнот
с портретами революционеров 1940 года, опытные работы художников 1950-х годов. Установление их авторства – дело будущего.