Образ Петра I на протяжении более трех столетий является важнейшим государственным символом России. Неудивительно, что портреты Петра часто помещали на денежные знаки – и при его жизни, и после его смерти.
МОНЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Именно благодаря петровским преобразованиям появилась возможность поместить детализированные портреты государя на монеты. Монетная реформа Петра, обычно находящаяся «в тени» других его преобразований, была важнейшим мероприятием, в результате которого в России возникла новая монетная система, полностью отвечавшая развитию государства и адекватная условиям петровской модернизации страны. В петровскую эпоху появились медные, серебряные и золотые монеты разных номиналов («сортов»), которые чеканились по европейской технологии и обслуживали разные уровни денежного обращения. Номиналы были выстроены по прогрессивному десятичному принципу, а монеты увязаны с международными торговыми монетами – талерами и дукатами. На крупных серебряных и золотых монетах появились профильные портреты государя.
Медальеры оставили нам целую галерею разнообразных прижизненных портретов Петра на монетах. В них отражались не только тенденции в медальерном искусстве первой четверти XVIII века, но и усиление политического могущества страны.
Однако после смерти Петра и прекращения выпуска монет с его именем «монетная» биография императора не окончилась, хотя и надолго прервалась. В 1914 году появился памятный серебряный рубль с его изображением, посвященный 200-летию Гангутского сражения, – это была последняя дореволюционная российская памятная монета.
Потом – снова долгий перерыв. В 1976 году художник Гознака Ю.А. Лукьянов создал несколько эскизов памятных «олимпийских» монет, посвященных Ленинграду. На одном из них в качестве центрального изображения был выбран памятник Петру I – знаменитый «Медный всадник». Но эскиз утвержден не был, и в центре «ленинградской» монеты в итоге появился памятник В.И. Ленину.
Только в конце 1980-х годов образ Петра Великого появился на советских монетах. В 1988 году в обращение была выпущена 5-рублевая монета из мельхиора, посвященная «Медному всаднику», а в 1990 году в обращение были выпущены сразу четыре «петровских монеты». Все они вышли в серии «500-летие единого русского государства». Первая из них посвящена «Медному всаднику» (номинал – 100 рублей, золото); вторая – флоту Петра Великого; на ней был изображен серебряный петровский рубль с портретом императора (номинал – 3 рубля, серебро). Третья монета – «Полтавская битва» (150 рублей, платина), четвертая – «Петр I – преобразователь» (25 рублей, палладий). Последняя монета в 1991 году была выбрана монетой года на нумизматической конференции в Брауншвейге.
Изображение Петра Великого помещалось на памятных монетах и после распада СССР часто. Достаточно назвать монеты исторический серии «Окно в Европу», выпущенные
в 2003 году, и серию одноименных монет 2022 года, выход которых приурочили к 350-летию Петра.
В 2004 году в обращение были выпущены две монеты, посвященные денежной реформе Петра I. Они чеканились из серебра с золотой вставкой – изображениями петровских
монет – копейки и рубля.
В 1990-х годах изображение Петра, точнее – памятника Петру I в Санкт-Петербурге, знаменитого «Медного всадника», – могло появиться и на разменных монетах. Были отчеканены пробные экземпляры монет номиналом от 1 до 50 копеек с изображением архитектурных и скульптурных памятников России, в числе которых был и «Медный всадник». Но монеты утверждены не были, и этот проект так и остался неосуществленным.
ПЕРВАЯ И САМАЯ РЕДКАЯ
Парадоксально, но на банкнотах Петр появился гораздо раньше, чем на памятных монетах. Однако «петровские» банкноты известны гораздо меньше монет. Поэтому расскажем о них подробнее.
В петровскую эпоху в России бумажных денег еще не было, и, соответственно, прижизненных портретов Петра на банкнотах не существует. Бумажные деньги в Российской империи впервые выпустили только в 1769 году. А первые портреты на них появились еще без малого через век – на кредитных билетах образца 1866 года. Всего «петровских» банкнот в дореволюционной России было три: 50 рублей образца 1866 года, 500 рублей образца 1898 года и 500 рублей образца 1912 года.
Из этих трех банкнот наиболее редка и наименее известна первая.
После окончания Крымской войны в 1856 году было решено «сделать кредитные билеты более изящными» с целью «отвращения» их подделки. В это время в обращении действительно появилось немало поддельных билетов. Это потребовало перестройки Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая и была проведена в конце 1850-х – начале 1860-х годов. Для этого привлекли заграничные фирмы, представители которых действовали в тесном контакте с русскими специалистами.
Первоначально на новых кредитных билетах предполагалось поместить портреты жителей разных губерний России и виды крупнейших городов империи (Гельсингфорса, Варшавы, Москвы и Санкт- Петербурга). Однако работа над созданиями эскизов затянулась, а формы для металлографской печати, выполненные в США в рамках сотрудничества с американской фирмой American Bank Note Company, пострадали при кораблекрушении при перевозке в Россию. В результате было принято решение изменить концепцию оформления новых купюр и поместить на них, как было указано в 1863 году в инструкции Министерства финансов, портреты «знаменитых в отечественной истории государей, приобретших общенародную известность, например, великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, императора Петра I и императрицы Екатерины II, сделав над каждым портретом и самую надпись имени государя».
В Донском монастыре и в Императорском Эрмитаже были сфотографированы оригинальные портреты российских правителей и по фотографиям сделаны портреты для кредитных билетов. Для работы по их созданию был приглашен «исторический живописец» О.И. Тимашевский. Императорские регалии были также рисованы с натуры. После одобрения императора приглашенный на службу в ЭЗГБ из Австрии гравер И. Эйзенгардт награвировал портреты на стали. Автором эскиза новых купюр был художник А.И. Дютак. С конца 1865 года последовательно готовились и утверждались новые билеты, начиная с 1 рубля. С весны 1868 года, согласно указу Александра II, начался постепенный обмен старых кредитных билетов на новые.
Портреты «знаменитых в отечественной истории государей» были распределены по банкнотам строго по времени их жизни: на 5-рублевой купюре – Дмитрий Донской; на 10-рублевой – Михаил Федорович, на 25-рублевой – Алексей Михайлович, на 50-рублевой – Петр I, на 100-рублевой – Екатерина II. Таким образом, Петру I «достался» 50-рублевый билет, который фактически был промежуточным между 25-рублевым и 100-рублевым билетами. К тому же вскоре после выхода этих купюр в обращение появились их высококачественные подделки работы известного фальшивомонетчика Леона Варнерке. Это предопределило недолгую жизнь 50-рублевых купюр: если банкноты всех остальных номиналов образца 1866 года выпускались и позже (с новыми датами – как правило, по четным годам), то 50-рублевые билеты известны только с датой «1866». И поскольку эмиссия была небольшой, а номинал – крупным, до наших дней не дошли подлинные 50-рублевые билеты, бывшие в обращении, – все они были изъяты. Есть только образцы, в том числе – сохранившиеся в собрании Гознака, и подделки Варнерке.
Из всех банкнот образца 1866 года дольше всего печатали самую крупную 100-рублевую купюру, «катеньку»: последний год на ней – 1896-й.
НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
После изъятия из обращения 50-рублевых банкнот образца 1866 года Петр Великий «пропал» с кредитных билетов на три десятилетия. В 1887 году банкнотный ряд был обновлен, и в обращении появились новые билеты номиналом от 1 до 25 рублей (100-рублевка осталась старой – с портретом Екатерины II). Концепция оформления новых билетов не предполагала помещения на них портретов, вместо которых появились элементы древнерусской орнаментики и графики. Однако вскоре в обращении обнаружились их подделки, и это предопределило создание в Экспедиции заготовления государственных бумаг в 1889 году особого Испытательного (Секретного) отделения, где сосредоточилась вся работа по проектированию бумажных денег с учетом высоких требований к их защите.
С первых дней Испытательное отделение начало работу над созданием новых банкнот. К концу 1880-х – началу 1890-х годов относится множество их эскизов работы художников Экспедиции А.И. Шарлеманя, А.Ф. Бальдингера, Н.В. Набокова. Шел поиск изображений, которые должны были стать концептуальным стержнем новых билетов. Предполагалось, что на них будет металлографская и только что изобретенная орловская печать, поэтому выбор центрального изображения был особо ответственным делом. В итоге решили поместить на новые купюры изображение молодой женщины в царских одеяниях, символизирующей Россию. Однако на первоначальные эскизы художники помещали самые разные изображения: портреты монарших особ (царя Михаила Федоровича, Екатерины II, Павла I, Николая I и др.), государственных деятелей («отца» кредитных билетов – министра финансов Е.Ф. Канкрина), античного бога торговли Меркурия, витязей, персонажей в костюмах XVI–XVII веков, детей и т. п.
Как ни странно, из всей массы эскизов этого периода только один посвящен Петру I. Это проект лицевой стороны 3-рублевого билета, выполненный А.И. Шарлеманем в 1890 году. Его композиция необычна: на нем изображены два портрета Петра, один из которых является зеркальным отображением другого. Этот эскиз не утвердили, а новый 3-рублевый билет был готов и утвержден только в 1905 году, и уже без каких-либо портретов.
В 1892 году параллельно с работой над банкнотами с образом России началась работа над кредитными билетами «императорской серии». В 1894–1895 годах приглашенный из Вены художник Рудольф Рёсслер выполнил эскизы этих купюр. Сделано это было по инициативе заведующего художественными работами Испытательного отделения Экспедиции Густава Игнатьевича Франка, принятого на службу в 1890 году и занявшего одну из ключевых должностей на предприятии. По задумке Франка, новые билеты «императорской серии» должны были быть очень хорошо защищены от подделки, что достигалось исключительной сложностью металлографской гравюры.
По первоначальной идее на каждой купюре должен был быть помещен портрет одного из императоров – Павла I, Александра I, Александра II, Петра I. Сохранились первоначальные эскизы с портретами Петра на проектах двух купюр – 10- и 100-рублевой, причем на эскизе 10-рублевки – изображение скульптурного портрета Петра I, выполненного М.М. Антокольским в 1872 году. В последующие годы «герои» и номиналы купюр «императорской серии» неоднократно менялись. Вскоре эскиз 100-рублевки переделали в 500 рублей, а эскиз 10-рублевки – в 100 рублей, поместив вместо портрета Петра I портрет Екатерины II. Только в начале 1910-х годов 100 и 500 рублей «императорской серии» вышли в обращение, причем эскизы лицевых сторон (без портретов) были выполнены заново художником Р.Г. Зарриным. Это были единственные банкноты «императорской серии», выпущенные в обращение. Остальные эскизы так и не реализовали, хотя граверы Экспедиции проработали многие месяцы над формами металлографской печати для этих купюр – в те годы эту работу невозможно было механизировать, а рисунок был очень сложным.
ВТОРАЯ «ПЕТРОВСКАЯ»
В 1895–1897 годах в России под руководством министра финансов С.Ю. Витте была проведена денежная реформа, в результате которой стал возможен свободный размен бумажных денег на золото. Реформа сделала российский рубль одной из самых стабильных мировых валют, и эту стабильность не смогла разрушить ни Русско-японская война, ни первая русская революция 1905– 1907 годов. При этом золотой рубль был девальвирован на треть: старая 10-рублевая монета стала новой 15-рублевой.
Бурное развитие торговли и промышленности в России последней четверти XIX века предопределило оборот больших денежных сумм. Требовалась более крупная купюра, чем 100-рублевая «катенька». В итоге был разработан новый кредитный билет номиналом 500 рублей образца 1898 года. Он стал второй «петровской» банкнотой, выпущенной в обращение. В собрании Гознака сохранился эскиз ее лицевой стороны, выполненный художником Н.В. Набоковым, и эскиз оборотной, выполненный при участии И.И. Орлова. На эту купюру поместили портрет Петра I со скульптуры М.М. Антокольского, награвированный ранее для банкнот «императорской серии». Это – первый случай в истории российских бумажных денег, когда портрет на банкноте передан через изображение скульптуры, хотя эскизы таких банкнот были.
Банкнота вскоре вышла в обращение. Она стала самой крупной по номиналу купюрой дореволюционной России и «содержала» 387 граммов чистого золота. В народе она получила прозвище «петенька» или «петруша», по аналогии со 100-рублевой «катенькой».
С этой купюрой связана интересная история. Скульптор М.М. Антокольский – автор памятника Петру I, изображенного на банкноте, – увидев новую 500-рублевку, в 1900 году написал министру финансов С.Ю. Витте письмо такого содержания: «Будучи недавно в Петербурге, мне случилось видеть новые пятисотрублевые кредитные билеты с изображением портрета императора Петра I со статуи моей работы. Я был очень польщен такой честью, которая редко выпадает художникам при их жизни. Но так как обыкновенно издатели имеют любезность посылать автору известное количество экземпляров, то не будет ли ваше высокопревосходительство столь милостивы сделать распоряжение об оказании и мне подобной же любезности, которою были бы очень довольны мои кредиторы, да и я не меньше». В итоге Антокольскому были переданы образцы новых купюр.
ТРЕТЬЯ «ПЕТРОВСКАЯ»
В 1912 году был утвержден 500-рублевый билет нового образца, пришедший на смену билету образца 1898 года. Оборотная сторона его была выполнена на основе эскиза «императорской серии» Р. Рёсслера 1894 года (с портретом Петра), лицевая – на основе эскиза Р.Г. Заррина.
Это были последние 500-рублевые банкноты дореволюционной России. Вместе со 100-рублевой «катенькой» образца 1910 года они стали «визитной карточкой» Экспедиции заготовления государственных бумаг и самыми знаменитыми банкнотами Российской империи. Они «вобрали» в себя все достижения Экспедиции в области защитных технологий. Благодаря своей «монументальности» они стали ассоциироваться у последующих поколений с полноценностью и стабильностью довоенного царского золотого рубля.
ДЕНЬГИ-МАРКИ И «ПЕТРОГРАДКИ»
Рассказ о дореволюционных «петровских» банкнотах будет неполным без упоминания денег-марок образца 1915 года. После начала Первой мировой войны эмиссия бумажных денег стала нарастать, а монеты постепенно исчезли из обращения. Это спровоцировало острый разменный кризис: денег мелких достоинств не хватало, а самой мелкой бумажной купюрой был кредитный билет номиналом 1 рубль. Поэтому в 1915 году началась разработка бумажных разменных знаков номиналом меньше 1 рубля, которые должны были заменить монеты. За основу при их создании были выбраны коммеморативные почтовые марки с изображениями российских государей, посвященные 300-летию Дома Романовых. Марки были выпущены в почтовое обращение в 1913 году. Теперь на основе этих марок тех номиналов, которые соответствовали разменным монетам – 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек – были выпущены разменные деньги- марки. От почтовых марок они отличались тем, что печатались на плотной бумаге без клея. На оборотной стороне у них была надпечатка о том, что они имеют хождение наравне с разменной монетой. Портрет Петра I помещался на марке 1-копеечного номинала. Эскиз этой марки выполнил знаменитый художник И.Я. Билибин. Марки- деньги печатались в огромных количествах, хотя их часто подделывали, и для обращения они были не очень удобны.
Две революции 1917 года – Февральская и Октябрьская – изменили страну и ее символы. И хотя в первые послереволюционные годы продолжали печатать старые купюры, в том числе с портретом Петра I, на банкнотах новых образцов не было ничего, что напоминало бы об императорской власти и вообще об истории России XVIII–XIX веков. Исключением стали денежные знаки, печатавшиеся белыми в годы Гражданской войны, – «петроградки» Полевого казначейства Северо-Западного фронта. Эти деньги печатались за границей и ходили на территории, подконтрольной войскам генерала Н.Н. Юденича, наступавшим на Петроград. На оборотных сторонах купюр всех номиналов был изображен памятник Петру I в Петрограде – городе, который Юденич так и не смог взять.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА БАНКНОТЫ
Возвращение образа Петра Великого на бумажные денежные знаки связано с разработкой первых банкнот новой России. 12 июня 1990 года Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.
13 июля 1990 года был учрежден Центральный банк Российской Федерации как преемник Российского республиканского банка Госбанка СССР. Уже в августе 1990 года художники Гознака выполнили эскизные проекты билетов Центрального банка России достоинством от 5 до 200 рублей. На них были помещены портреты выдающихся людей – Ю.А. Гагарина, В.И. Сурикова, П.И. Чайковского, М.И. Кутузова, К.Э. Циолковского, А.С. Пушкина иМ.В. Ломоносова. На эскизе 100-рублевой банкноты, посвященной Пушкину, был изображен памятник Петру I – герой поэмы «Медный всадник». Таким образом, Петр, как уже было неоднократно, показан через изображение скульптуры. В дальнейшем в первой половине 1990-х годов художники Гознака выполнили эскизы нескольких «портретных» серий банкнот. Почти на всех эскизах купюр с портретами Пушкина изображался и «Медный всадник».
Кроме того, на эскизах с портретами М.В. Ломоносова изображен мозаичный портрет Петра, набранный великим ученым из кусочков смальты в 1754 году. Однако развитие банкнотного дизайна пошло по иному пути, и ни один эскиз «портретных» серий осуществлен не был.
Выбор был сделан в пользу развития «городской» серии банкнот, работа над которой началась в 1993 году. Предполагалось, что каждая купюра будет посвящена одному из российских городов. Весной – летом 1993 года художники Гознака И.С. Крылков и А.А. Тимофеев создали серию эскизов банкнот номиналом от 100 до 10 000 рублей, т. е. тех номиналов, которые были в ходу в то время. На них разместили виды Новгорода, Владивостока, Санкт-Петербурга, Москвы и Волгограда. Волгоград вскоре был заменен на Красноярск. В 1995 году эти эскизы были переработаны и взяты за основу для первых банкнот «городской серии», выпущенных в обращение. Но еще ранее, летом 1994 года, А.А. Тимофеев и И.С. Крылков выполнили эскизы банкнот «городской серии» номиналом 1 и 5 рублей с видами Новосибирска и Архангельска. Эскизы делали на будущее: в тот период покупательная способность банкнот таких номиналов была бы ничтожной, и в обращении их давно заменили монеты. На эскизе с видом Архангельска изобразили памятник Петру I, отлитый по модели М.М. Антокольского и открытый в 1914 году. В 1995 году первые банкноты «городской серии» номиналом от 1000 до 100 000 рублей вышли в обращение. В марте 1997 года был выпущен билет Банка России номиналом 500 000 рублей, посвященный Архангельску. По покупательной способности он стал самым высоким на тот момент и в обращении находился очень недолго. За основу был взят переработанный эскиз 1994 года. Так после 80-летнего перерыва Петр в виде скульптуры вернулся на банкноты. После того как в результате деноминации с купюр «исчезли» три ноля, 500 000 рублей превратились в 500 рублей. С момента ввода в обращение банкнота прошла четыре модификации – 2001, 2004 и 2010 годов. Все они сегодня остаются законным платежным средством.
Как уже было отмечено, изображение памятника Петру I на 500-рублевой банкноте помещалось и раньше – на кредитных билетах образца 1898 года. Таким образом, можно говорить об исторической преемственности в дизайне денежных знаков.