Памятные монеты, выпускаемые Санкт-Петербургским монетным двором, – настоящие произведения искусства и украшение музейных и частных нумизматических коллекций. Каждая из них – результат совместного труда художников Дизайнерского центра Гознака и специалистов-производственников.
ВСЁ ПО ПЛАНУ
План выпуска памятных монет разрабатывает Банк России. Одна из задач плана – показать наиболее важные события и ценности нашего государства. В соответствии с этим планом и ведется работа по созданию эскизов, а затем – по воплощению их в металле.
– Сегодня в стране существует сформированный монетный рынок. Монета, с одной стороны, – коммерческий товар, а с другой – имеет представительские функции. Многие хотят видеть свое изображение или символику на монете, – рассказывает народный художник России, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов.
Прежде чем эскиз направляется в производство, он обсуждается и согласовывается в четырех-пяти инстанциях, включая Банк России и государственные организации, с которыми связана тематика монеты. Художники обязательно учитывают пожелания заказчика и других заинтересованных лиц.
При создании эскиза художнику-медальеру приходится сталкиваться с вопросами соблюдения авторских прав, которыми защищены любые изображения, фотографии, картины и т.д. Так, например, к 75-летию Победы в 2019 году было выпущено три монеты, которые объединял общий сюжет, связанный с акцией «Бессмертный полк». Все фотографии были изображены схематично, чтобы избежать обвинений в нарушении авторского права. В итоге было найдено образное решение: будто люди издалека смотрят на шествие «Бессмертного полка».
Очень сложными бывают переговоры и при работе над монетами серии «Российская (советская) мультипликация», ведь у каждого мультфильма есть владелец.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
– Новизна всегда заложена в сюжете, который мы берем, ведь каждый требует нового оригинального решения, – уверен Александр Бакланов.
Кроме того, монета – это результат работы художника и применения существующих технологий, которые постоянно развиваются.
– Буквально в каждой монете применяются новые подходы, которые мы изобретаем вместе с технологами, разрабатываются варианты использования уже имеющихся приемов, – отмечает Александр Бакланов. – И работа эта ведется постоянно.
Например, при создании монеты «100-летие Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова» было найдено оригинальное решение благодаря использованию лазерного матирования. Это позволило интересно и совершенно точно отразить сюжет, связанный с кинематографией.
А в монете «Изделия ювелирной фирмы «Болин»» серии «Ювелирное искусство в России» объединены все современные технологии: рельеф, лазерное матирование и тампопечать, благодаря которой монета становится яркой и привлекательной. Кстати, технологией лазерного матирования на Санкт-Петербургском монетном дворе владеют в совершенстве, используя разную степень яркости и даже создавая небольшой рельеф.
– Медальерное искусство немного схоже с ювелирным: используются одинаковые инструменты, и технологии, которые применяются, очень близки. Одинаков и сам подход к созданию изделия: исключительная точность и высочайшее качество изготовления. Но медальерное искусство самодостаточно, – считает главный художник Дизайнерского центра.
Кроме того, художникам приходится перерабатывать огромные массивы информации, изучать множество материалов, учитывать большое количество нюансов, чтобы найти нужное художественное решение.
– Чтобы создать интересное пластическое решение сюжета, практически надо сделать маленькое открытие, а для этого – провести большую исследовательскую и творческую работу, – констатирует главный художник Дизайнерского центра АО «Гознак».
ОТ ЭСКИЗА ДО ТИРАЖА
Но разработка и согласование эскиза – это только начало работы.
По утвержденному эскизу художник выполняет лепку. При этом создаваемое изображение от 3 до 6 раз больше будущей монеты, чтобы все рельефные детали можно было тонко и тщательно проработать. Кстати, лепку художники Дизайнерского центра делают не из обычного скульптурного пластилина, а из воскового пластилина, который сами изготавливают.
– Технология этого материала – древняя, она передавалась из поколения в поколение. Меня когда-то научили готовить такой материал работники граверной мастерской монетного двора. Я потом нашел в книге середины XIX века такую же рецептуру, – рассказывает Александр Бакланов.
После выполнения лепки полученное рельефное изображение сканируется и переводится в 3D-программу. Трехмерное изображение будущей монеты также может дорабатываться.
По этому изображению создается оригинальный инструмент, с которого затем тиражируются штемпеля.
– Когда инструмент изготовили, он дорабатывается граверами, подчеркиваются какие-то важные детали. И это делается с участием художника-медальера, – отмечает Александр Бакланов.
Когда образец будущей монеты отчеканен – его тоже смотрят художники Дизайнерского центра: только на образце, где появляется вся фактура и цвет металла, можно увидеть, насколько правильно была построена предварительная работа. По словам Александра Бакланова, иногда после этого приходится делать какие-то доработки.
Затем рабочие образцы монет отправляют на утверждение заказчику. И после утверждения начинается чеканка тиража.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
– Производство монеты – сложный и длительный процесс. Это создание эскиза, изготовление заготовок, инструмента, штемпелей, использование различных технологий и оборудования, прежде чем изделие попадет в отдел ОТК и после его одобрения будет отправлено заказчику, – говорит начальник производственно-технологического отдела Санкт-Петербургского монетного двора Сергей Евстратов.
Оборудование на Санкт-Петербургском монетном дворе за последние годы было серьезно обновлено: закуплены новые чеканочные прессы, термическое оборудование, машины химико-механической обработки заготовок, принтеры цветной печати.
Сегодня СПМД активно использует в работе современные технологии: золочение, цветную печать, обработку лазером, эмалирование, чеканку изделий неправильной формы, разнообразные вставки, нанесение голограмм и гальванических покрытий.
Такая производственная база позволяет изготавливать монетно-медальную продукцию высокой сложности и практически любой геометрической конфигурации из цветных и драгоценных металлов с соблюдением мировых стандартов качества изделий.