В октябре 2020 года Музей истории денег АО «Гознак» выпустил сборник воспоминаний о деньгах – «Деньги нашего детства». Эта книга, подготовленная сотрудниками музея Елизаветой Жданковой и Екатериной Чистиковой, стала итогом одноименного музейного проекта, который проходил на протяжении 2018–2020 годов.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ВОСПОМИНАНИЙ
В Музее истории денег, который с 2016 года работает в центре Петербурга, на территории Петропавловской крепости, показана вся история денежного обращения в России – с древних времен до наших дней. В нем представлено множество редчайших экспонатов: пробные монеты, существующие в единственном экземпляре, штемпельный инструмент, неутвержденные эскизы банкнот, денежные знаки с автографами императоров и министров. А также – все основные типы монет и банкнот, когда-либо имевшие хождение на территории Российской империи – СССР – Российской Федерации.
Но живой интерес гостей музея вызывают не только редкие и уникальные предметы. Многие посетители искренне радуются, когда видят денежные знаки, которые находились в обращении тридцать, сорок, пятьдесят лет назад. То есть – деньги своего детства и молодости; деньги, с которыми
связаны личные воспоминания.
– Воспоминания наших экскурсантов как раз и стали отправной точкой в создании проекта «Деньги нашего детства», – рассказывает один из кураторов проекта, сотрудница Музея истории денег Елизавета Жданкова. – Во время рассказа экскурсоводов о деньгах советского времени или 1990-х годов многие гости делятся историями из своей жизни, интересными подробностями о ценах и зарплатах в советскую и постсоветскую эпоху. Такие воспоминания очень важны для нас – и мы решили их собрать.
Задача проекта «Деньги нашего детства» – сохранить живые свидетельства эпохи, которые позже сложно или невозможно будет найти среди архивных документов, в частной переписке или дневниках, – продолжает куратор Екатерина Чистикова, также работающая в Музее истории денег. –В российской культуре не принято вслух и в деталях обсуждать вопросы, связанные с деньгами. Иными словами, этот проект рассказывает об истории бытования денег и восприятии денежных реформ в 1940-е – 2000-е годы.
УЧАСТНИКИ СО ВСЕЙ СТРАНЫ
Свои воспоминания участники проекта публиковали в социальных сетях Музея истории денег, присылали на электронную почту музея и по обычной почте. Некоторые даже приносили рассказы непосредственно в музей. Также в рамках этого проекта сотрудники Музея истории денег АО «Гознак» провели десятки встреч с подопечными комплексных центров социального обслуживания населения, расположенных в различных районах Санкт-Петербурга.
В итоге в проекте приняли участие около 150 человек. Название – «Деньги нашего детства» – задало позитивный тон большинству полученных рассказов. Однако воспоминания, которыми поделились участники проекта, касались не только их детства, но и взрослой жизни. Сквозной линией через многие воспоминания проходит тема денежных реформ и их последствий, иногда становясь основным мотивом, но чаще – фоном для других событий.
Среди участников – жители разных частей страны: от Ставрополья до Карелии, от Тулы до Ханты-Мансийского округа. – Мы рады, что при публикации нам удалось сохранить баланс между рассказами, действия которых разворачиваются в Ленинграде или Москве и в других городах, – говорят кураторы проекта.
Свои рассказы оставляли и дети, и взрослые: возраст участников проекта колеблется между 10 и 88 годами.
ОТ САЙТА – К КНИГЕ
Вначале на сайте Музея истории денег был создан электронный архив воспоминаний. А затем – выпущена книга «Деньги нашего детства», в которую вошла примерно треть собранных рассказов.
Книга «Деньги нашего детства» состоит из двух частей: в первый раздел вошли рассказы, представляющие собой законченное повествование, а вторая часть посвящена отдельным зарисовкам и коротким воспоминаниям. Все рассказы связаны собой общими темами, которые структурируют книгу: это воспоминания о первых опытах взаимодействия с деньгами и полученных жизненных уроках, о семейных традициях и реликвиях, о денежных реформах XX века или личные истории авторов о первых заработках, зарплате, стипендии, удачных покупках и случайных выигрышах и так
далее.
ОБЛОЖКА С ЭМОЦИЯМИ
Большое внимание было уделено оформлению книги. Обложка издания выполнена в ностальгическом ключе и стилистически напоминает советскую детскую книгу.
– Среди множества фотографий, рисунков и плакатов, которые мы изучили, выбирая оформление для обложки, сложно было отыскать изображение, которое точно выразило бы настроение книги и отразило те эмоции, которыми наполнены многие воспоминания, – говорит Елизавета Жданкова.
Решение помог найти почтовый конверт, обнаруженный в фондах Гознака. На этом конверте, напечатанном Пермской бумажной фабрикой в 1978 году, размещен рисунок художника И. Филиппова: зимний день, школьники после уроков покупают мороженое, мороженщица тянется в холодильник за очередной порцией. Именно эта композиция и украсила обложку книги.
Вошедшие в книгу рассказы проиллюстрированы личными фотографиями авторов воспоминаний. Иллюстрациями также послужили изображения монет, банкнот, облигаций, советских плакатов, открыток и узнаваемые страницы из «Книги о вкусной и здоровой пище». Книга снабжена комментариями, которые отсылают читателя к упоминаемым событиям, или терминами.
– Мы старались вносить минимальные правки и сохранить тексты в том виде, в каком авторы присылали их в музей, – подчеркивает Екатерина Чистикова.
ОБЪЕДИНИЛИ СЕМЬИ
Безусловно, одной из целей проекта было привлечение внимания широкой аудитории к Музею истории денег. Авторами стали как посетители музея, так и люди, никогда не бывавшие в нем. Например, на страницах книги можно прочесть рассказы одной дружной и большой семьи из Тулы или коллектива читателей и сотрудников библиотек Сургута и Олонца.
Написание воспоминаний объединило целые семьи. Например, проект еще больше сплотил членов семьи Травинских, проживающих в двух городах – Туле и Санкт-Петербурге.
Одна из участниц проекта вдохновилась на написание развернутых мемуаров и в итоге опубликовала целую книгу со своими воспоминаниями о жизни.
Авторы с гордостью дарят экземпляры книги со своими историями детям, внукам и друзьям.
– Мы будем рады, если эти небольшие воспоминания о деньгах станут началом интересных разговоров и обмена воспоминаниями между представителями одной семьи или помогут найти общий язык молодому поколению с пожилыми людьми, – говорят кураторы проекта.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
С изданием книги проект «Деньги нашего детства» не завершился. Созданный на сайте Музея истории денег электронный архив воспоминаний продолжает пополняться, и сотрудники музея надеются, что новые истории – еще впереди.
– Мы надеемся, что когда вы окажетесь в Музее истории денег, или полистаете книгу «Деньги нашего детства», или просто вспомните маленькие разноцветные банкноты с профилем Ленина, а может, купюры 1990-х годов, номиналы на которых исчисляются в сотнях тысяч рублей, вам также будет сложно удержаться от воспоминаний и вы захотите поделиться ими с нами, – говорят Елизавета Жданкова и Екатерина Чистикова.
Организаторы проекта напоминают: рассказы по-прежнему можно присылать на электронную почту проекта dengidetstva@gmail.com или почту Музея muzeum@goznak.ru. Важны любые рассказы: это могут быть короткие или длинные истории, воспоминания о детской копилке или денежных реформах, работе в банке или связанных с деньгами переживаниях.
Из книги «Деньги нашего детства»
– Училась в 5-м классе. И с удовольствием рисовала в изостудии. Она располагалась в доме культуры Ижорского завода в Колпино. Руководителем изостудии был Мещеряков: он раскрывал таланты маленьких художников, учил видеть краски мира. Мама давала деньги (8 копеек) на проезд в автобусе. Билет стоил 4 копейки. Кондукторов не было. В автобусе стоял аппарат: в него бросали деньги, крутили колесико и отрывали билет.
Вот и я положила в аппарат 4 копейки, оторвала билет и сижу рядом с кассой, еду на занятие. Тут подходит старшеклассник и спрашивает с улыбкой: барышня, у вас есть 1 копейка сдачи? Растаяла как мороженое – и дала ему копейку (из тех 4-х, на обратный проезд. Домой после изостудии шла пешком – ведь у меня было только 3 копейки, а не 4! Так прочувствовала цену денег. (Н.Н. Цыганкова)
– Это было в далекой юности, когда я получила первую небольшую зарплату. На моем столе на всеобщем обозрении и лежала эта самая первая зарплата в виде хрустящей новенькой купюры достоинством в 25 рублей. И я, тогда еще молодая девушка, сидела за этим столом и писала другу письмо. Рядом с конвертом лежала поздравительная открытка, по цвету очень похожая на мою денежку. Открытку и письмо я собиралась вложить в конверт, что, как я и считала, сделала. Но, придя с почты, я не обнаружила моей двадцатипятирублевки, а поздравительная открытка так спокойненько и лежала на столике. Большая радость, я подозреваю, была у моего друга, когда он вместе с письмом получил вот такое «денежное вознаграждение». Одно успокаивало – в армии они ему тоже пригодились! А моя новенькая кофточка подождала следующей получки. (Т.Д. Андреева)
– В детстве со мной произошла такая история. У меня был школьный круглый алюминиевый пенал. Я в нем копила монеты достоинством в 1 копейку. И накопила полный пенал. Предмет гордости для ребенка. Да еще в голодное послевоенное время. И вдруг проходит слух о денежной реформе 1947 года, где обмен денег будет производиться 10 к 1 (за 10 старых рублей – 1 новый). Чтобы не потерять свое богатство, я везде стала тратить копейки. Особенно удивлялись кондукторы, когда я им давала 30 копеек на билет. В итоге я к 1947 году истратила все свои накопления. И вот реформа состоялась. Но одно-, двух- и трехкопеечные монеты не подлежали изменению. Представьте себе мое горе – я могла стать довольно богатым ребенком, а оказалась ни с чем. (И.А. Солнцева)
– Я всегда мечтал о том, чтобы моя мама имела стиральную машину, потому что видел, как она допоздна, а иногда глубокой ночью стирала и полоскала белье. И вот, дождавшись своей первой зарплаты, я помчался в хозяйственный магазин, выбрал машину «Рига», так как слышал много хороших отзывов о ней и мама часто упоминала ее. Так мне хотелось, чтобы мама поскорей увидела эту машинку, что я водрузил ее себе на плечи и понес домой. Мне было тогда 15 лет. А мама говорила, что это ее любимое воспоминание, как весь двор смотрит, как я несу машинку на себе. Машинку для нее. (В.А. Андреев)
– Немецкая оккупация большей части территории Тульской области длилась немного, всего 2 месяца, но за это короткое время немцы причинили много горя, уничтожая мирных жителей. В один из дней под предлогом связи с партизанами, которые действительно активно действовали в округе, совершая диверсии, немцы согнали в амбар всех жителей деревни и подожгли его. В амбаре находились: моя мать, мой дядя, бабушка и ее тетя, в подкладке пальто у которой была зашита оставленная прапрапрадедом монета. Лишь внезапное наступление частей Красной армии позволило спрятавшимся местным подросткам подобраться к амбару, открыть его и освободить из огненного плена людей. Оборвись в тот час ниточки разных судеб, не родился бы на свет и я. Разделив судьбы людские, в огне погибла бы и монета. Надо ли говорить, что после этого случая, получив по цепочке на хранение «наш родовой червонец», моя мама бережно его хранила, даже не помышляя продать или переделать в ювелирное украшение, хотя многие люди так поступали. Теперь хранителем семейного талисмана временно являюсь я, автор этого рассказа. Наследницей реликвии будет моя дочь, которая первая приняла участие в вашем проекте. Я надеюсь, что наша семейная традиция будет жить, что мои потомки сохранят эту
монету, как некое связующее звено поколений, событий и судеб. (В.В. Травинский)