История проектирования российских бумажных денежных знаков в Экспедиции заготовления государственных бумаг – Гознаке впервые подробно изложена в новом издании, выпущенном акционерным обществом «Гознак». Альбом «Деньги, которых не было. Из истории проектирования бумажных денег в России» вышел в 2020 году и стал итогом трехлетней работы сотрудников Музея истории денег АО «Гознак».
В 2019 году российским бумажным деньгам исполнилось 250 лет. 29 декабря 1768 (9 января 1769) года императрица Екатерина II подписала манифест о выпуске бумажных денег – ассигнаций и об учреждении в России ассигнационных банков. С этого момента банкноты стали важнейшей составляющей денежного обращения. Их оформление многократно менялось, и бурная российская история оставила потомству немало образцов бумажных денег. Из 250 лет их существования последние два столетия проектирование и изготовление банкнот сосредоточились в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), а затем – в Гознаке, в который ЭЗГБ была преобразована в 1919 году.
Альбом «Деньги, которых не было» – это научное исследование, основанное на источниках и снабженное необходимым научно-справочным аппаратом. При подготовке этой книги был проведен комплексный источниковедческий анализ не имеющего аналогов в мире собрания Гознака, которое включает в себя проектные материалы – эскизные и печатные проекты, пробные оттиски, утвержденные образцы бумажных денежных знаков.
ЭТАП В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БОНИСТИКЕ
– До недавнего времени исследователи, работавшие в Гознаке, как правило, делали акцент на истории его предприятий или на биографии отдельных личностей, с ней связанных (И.И. Орлова, А.А. Бетанкура, Б.Б. Голицына и др.). Материалы из собрания Гознака по бонистике или использовались в рамках более общих тем, или изучались вне контекста, – говорит руководитель выставочно-экскурсионного сектора Выставочного комплекса АО «Гознак» Андрей Богданов, автор концепции и текста альбома «Деньги, которых не было». – При этом, в отличие от пробных монет, материалы по проектированию банкнот за редчайшими исключениями не попадали в частные собрания и собрания государственных музеев. Поэтому бонистам-исследователям оставалось изучать то, что им было доступно, – банкноты, находившиеся в обращении. В альбоме «Деньги, которых не было» впервые систематически на проектных материалах Гознака выстроена история проектирования российских банкнот XIX–XX веков. Это предопределило структуру книги – деление на разделы по хронологическому принципу, в каждом из которых после текста находится блок иллюстраций – эскизов, пробных оттисков, образцов банкнот.
Бумажные денежные знаки – это яркое отражение своей эпохи, квинтэссенция ее художественных вкусов, технологических достижений, политического и экономического развития. Поэтому их изучение ярко характеризуют время, в которое они создавались. Не случайно банкноты часто используют в качестве иллюстраций для исторических сочинений. Поэтому, считает Андрей Богданов, каждый, кто интересуется историей экономики и культуры России, найдет в книге что-то интересное для себя.
Для специалистов книга дает возможность не только увидеть многое из того, что раньше было недоступно исследователям и даже не было известно, но и «встроить» увиденное в общую картину истории проектирования банкнот, составленную на основе проектных материалов собрания Гознака и архивных данных.
– Для истории Гознака книга также важна, – уверен Андрей Богданов. – Во-первых, многие ранее неизвестные материалы из собрания предприятия атрибутированы. Многие автографы на банкнотах и их эскизах также атрибутированы. На страницах книги есть имена многих сотрудников ЭЗГБ и Гознака, ранее находившихся «в тени» своих более известных коллег, – А.И. Дютака, Р.Э. Ленца, Г.И. Франка, Р. Ресслера, М.Г. Алахова, В.К. Куприянова, С.А. Поманского, П.М. Чернышева. Они менее «раскручены», чем И.И. Орлов, Б.Б. Голицын и И.И. Дубасов, но сделали никак не меньший вклад в историю Гознака.
НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ
Альбом «Деньги, которых не было» – это результат работы сотрудников Музея истории денег АО «Гознак», длившейся несколько лет. В 2017–2019 годах велась исследовательская работа в фондах, позволившая подготовить выставки «От керенки до совзнака: деньги и революция» (2017 г.), «Деньги, которых не было» (2019 г.), «Знаки Победы» (2020 г.), опубликовать несколько десятков научных и научно-популярных статей, неоднократно выступать на научных конференциях.
– Еще в 2017 году, когда готовилась выставка, посвященная 100-летию событий 1917 года, были найдены эскизы банкнот с портретом К. Маркса, – вспоминает Андрей Богданов. – По архивным документам было известно, что такие купюры проектировались, но то, что их эскизы сохранились, стало полной неожиданностью. Эскизы не раскрашены и не датированы, поэтому затерялись среди других и ранее не привлекали ничье внимание.
Также, по словам Андрея Богданова, очень интересно было проследить работу над «императорской» серией банкнот, эскизы которых в конце XIX века выполнил приглашенный из Вены художник Рудольф Ресслер:
– Все мы знаем знаменитые российские банкноты начала XX века – «катеньку» и «петеньку» (100 и 500 рублей). Роскошно оформленные, они стали визитной карточкой дореволюционной Экспедиции заготовления государственных бумаг. Однако было большой неожиданностью найти эскизы и пробные оттиски банкнот остальных номиналов, выполненных в той же стилистике. Оказалось, что была запроектирована целая серия роскошно оформленных купюр с портретами российских императоров. Это был масштабный проект, на который было потрачено много сил и труда работников ЭЗГБ.
Достаточно сказать, что каждую стальную форму для металлографской печати граверы Экспедиции делали несколько лет. Но, к сожалению, проект в том виде, в котором он задумывался изначально, реализован не был. В обращение поступили лишь две самые крупные купюры «императорской» серии – 100 и 500 рублей, причем эскизы лицевых сторон для них были выполнены заново художником Рихардом Зарриным. От создания эскизов Ресслером до выпуска в обращение этих двух купюр прошло почти 20 лет.
Еще одна интересная тема – история создания советских банкнот 1937–1938 годов. В фондах Гознака сохранились их эскизы, выполненные И.И. Дубасовым. Эти купюры «обросли» легендами о том, как они создавались. Рассказывали, что, прежде чем изобразить на 5-рублевой купюре парашютиста, художник изобразил женский портрет, причем специальная комиссия заставляла его все время переделывать, т.к. получалась то «мать-одиночка», то «домработница». Про красноармейца на 3-рублевой банкноте писали, что на одном из первых вариантов у него неправильно была надета противогазная сумка и т.д.
– Нам удалось изучить и распределить во времени создания все эскизы этих банкнот, и в результате какие-то легенды были подтверждены, какие-то – опровергнуты. Кстати, в ходе этой работы были найдены эскизы с резолюциями В.М. Молотова, которые в 1960-е годы были закрыты картонными паспарту и заклеены в рамах, – рассказывает Андрей Богданов.
В ходе исследовательской работы были найдены и опубликованы неизвестные ранее эскизные проекты банкнот образца 1947 года, номинированные в червонцах; пробные оттиски разменных бон конца 1920-х – начала 1930-х годов; эскизные проекты первых советских червонцев и казначейских билетов. Впервые с исчерпывающей полнотой воспроизведены ассигнации 1801–1803 годов, хранящиеся в собрании Гознака.
Были атрибутированы и датированы все эскизы кредитных билетов «этнографической» серии 1859–1860 годов; эскизы и пробные оттиски банкнот «императорской серии» 1890-х годов; эскизы кредитных билетов «уменьшенного размера» 1910–1911 годов.
– Очень интересными были поиски банкнот начала XX века. Оказалось, что «катеньке» и «петеньке», заслуженно считающимся вершиной дореволюционного творчества ЭЗГБ, была уготована недолгая жизнь: эти банкноты, по мнению Госбанка, были слишком громоздкими и неудобными для счетчиков, – рассказывает Андрей Богданов. – Из-за особенностей их создания меньше по размеру их сделать было невозможно, поэтому уже в начале 1910-х годов началась работа по созданию эскизов новых купюр «уменьшенного размера», и если бы не война и революция, они бы вышли в обращение в середине 1910-х годов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
С выходом альбома «Деньги, которых не было» изучение истории проектирования российских банкнот продолжается.
– Тема, конечно, не закрыта. Книга – лишь попытка определить магистральные линии изучения истории проектирования российских банкнот, ее основные вехи, – объясняет Андрей Богданов. – Весьма вероятно, что многие положения и выводы, которые приводятся в этой работе, будут впоследствии существенно скорректированы, а возможно – и пересмотрены. Тема эта – сложная и многоплановая. Она находится, как теперь часто говорят, «на стыке наук». Поэтому свое слово здесь могут сказать и искусствоведы, и полиграфисты, и экономисты, и специалисты по защитным технологиям. Работа с материалами из собрания Гознака убеждает, что при разработке банкнот во главу угла всегда ставилась защита от подделки, а все остальное было вторично.
Дальнейшую работу по изучению бонистики сотрудники Выставочного комплекса АО «Гознак» планируют вести по нескольким направлениям. Первое – это поиск новых источников. К сожалению, материалы ЭЗГБ – Гознака, особенно периода 1920-х – 1940-х годов, сохранились фрагментарно.
Основной источник для книги «Деньги, которых не было» – изобразительные материалы из собрания Гознака. В будущем предполагается более подробно изучить архивы организаций, которые непосредственно связывались с ЭЗГБ – Гознаком по «денежным» вопросам, – Министерства (Наркомата) финансов, Государственного банка, Особой канцелярии по кредитной части и т.д.
Параллельно будут продолжены поиски в собрании Гознака. Многие подписи на эскизах и проектах пока не расшифрованы, авторы многих эскизов неизвестны. Возможно, в ходе дальнейшей работы будут обнаружены новые материалы.
– Кроме того, тему надо развивать «вширь» – изучать материалы, связанные с проектированием банкнот других государств, печатавшихся Гознаком, других защищенных документов – например, облигаций государственных займов. Последние не менее интересны с точки зрения истории проектирования, чем банкноты, – объясняет Андрей Богданов. – Достаточно сказать, что в ходе подготовки к выставке «Знаки Победы», которая работает сейчас в Доме фондовых капиталов Петропавловской крепости, были найдены эскизы облигаций Колхозно- кооперативного займа обороны страны, выполненные художниками Гознака осенью 1941 года. Ранее о том, что планировалось размещение такого займа, известно не было.
Наконец, большой интерес вызывают материалы по разработке местных бон времен Гражданской войны, в частности – сибирских бон адмирала Колчака и украинских бон. Проектные материалы, судя по всему, передавались в Гознак после того, как эмиссионные центры переходили к «красным».