Памятные монеты, выпускаемые на монетных дворах Гознака, неоднократно становились обладателями призов престижных международных конкурсов. Высокий художественный уровень и технологическое совершенство продукции монетных дворов обеспечивают высококлассные специалисты – художники, технологи, работники производства монетно-медально-орденской продукции и многие другие.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
В основе создания монет лежат идеи, художественный вкус и опыт художников Дизайнерского центра АО «Гознак». Художник, работающий с монетой, кроме хорошего художественного образования, обширного кругозора, профессиональных достоинств и человеческих качеств, должен обладать огромным терпением, гибкостью и находчивостью.
– У каждого художника существует свой стиль и творческий метод, но есть и то, что характерно для нашего Дизайнерского центра в целом, –считает ведущий художник Дизайнерского центра Антон Щаблыкин. – Некоторые мастера работают здесь по 15–20 лет и больше. Традиция, несомненно, существует, но проблема изобразительного искусства всегда состоит в том, чтобы, оставаясь в рамках традиции, эти рамки расширять и обогащать.
По словам художника, художественное проектирование немыслимо без учета и знания всех возможностей материала, оборудования и человеческих возможностей. Дизайнерский центр Гознака расположен в непосредственной близости от производства – Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). Особенность центра и метода работы его сотрудников заключается в том, что каждый художник – это и график, и скульптор, и специалист, способный осуществить авторский контроль на производстве. Речь идет, прежде всего, о контроле выполнения художественной задачи.
Это нереально без понимания последовательности, знания возможностей, которыми обладает производство, и некоторого перспективного взгляда, который формируется опытно.
– Художник еще на этапе проектирования монеты понимает, где какая технология может быть использована, насколько выразительным и вообще уместным окажется такое применение. Это возможно, когда художник приобретает практический опыт непосредственно в общении с другими специалистами, – отмечает Антон Щаблыкин. – Выразительность композиционного решения во многом зависит от тех технологий, с помощью которых исполняется изделие, – уверен ведущий художник Дизайнерского центра Андрей Брынза.
– Поскольку любой художник создает произведение в материале, то и свои мысли и задуманные идеи он выражает с помощью того материала, с которым работает.
Главным средством изображения на монете исторически является рельеф. При создании продукции монетных дворов Гознака используются различные технологии: вставки из золота и камней, лазерные технологии, золочение, цветная печать, художественная эмаль.
– Мы достойно можем представить себя в нумизматическом мире, где сегодня идет постоянный поиск технологических новшеств ради обогащения выразительности создаваемых монет, – отмечает Андрей Брынза.
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ СПМД
– Художники, которые работают с основной продукцией СПМД – монетами, – это высокие профессионалы и с ними тяжело конкурировать, – уверен Игорь Прокофьев, заместитель директора СПМД по производству. – Кроме того, Санкт-Петербургский монетный двор серьезно оснащен технологически. Памятные и инвестиционные монеты из золота, серебра, ведомственные награды, нагрудные знаки, памятные медали, сувениры и ювелирные изделия… Это далеко не полный перечень изделий Санкт- Петербургского монетного двора.
В последние годы на предприятии проведена большая работа по обновлению оборудования. Закуплены новые чеканочные прессы, термическое оборудование, машины химико-механической обработки заготовок, принтеры цветной печати. Сегодня СПМД имеет в своем арсенале современные оборудование и технологии. Такая производственная база предприятия позволяет изготавливать монетно-медальную продукцию высокой сложности и практически любой геометрической конфигурации из цветных и драгоценных металлов с соблюдением мировых стандартов качества изделий в технике холодной штамповки. Специалистами завода освоены технологии чеканки изделий массой от 0,5 г до 10 000 г (в чистоте) и диаметром от 10 до 170 мм.
Как отмечает Игорь Прокофьев, технологии ежегодно совершенствуются, что позволяет предлагать рынку изделия с новыми техническими решениями. Лазерная обработка, нанесение цветной печати, автоматизация процесса чеканки изделий, новые способы нанесения гальванических покрытий – все это помогает Монетному двору побеждать в конкурентной борьбе, получать новые заказы. В частности, на Санкт-Петербургском монетном дворе умеют изготавливать изделия со вставками, получаемыми методом литья; освоена технология получения рельефа на природном камне. Также выпускаются изделия с новыми типами отделки гравюры, например с эффектом художественной расчистки рельефа на изделиях качества «пруф».
Также на СПМД гордятся совместным с Гохраном России проектом, в рамках которого было выпущено два десятка наименований реплик шедевров ювелирного искусства.
ТЕХНОЛОГИИ ММД
Современное оборудование и технологии, которыми располагает Московский монетный двор, позволяют предприятию производить широкий спектр монетно-орденских изделий. Предприятие чеканит разменные монеты, а также памятные и инвестиционные монеты из золота, серебра и недрагоценных металлов по заказам не только Банка России, но и других государств. Несколько лет назад на ММД появилось новое оборудование, с помощью которого на монеты, медали и жетоны можно наносить детализированную цветную печать.
Как отмечает заместитель директора ММД по производству Андрей Иванцов, на предприятии имеются УФ-принтеры для печати цветного изображения на изделия, изготавливаемые небольшими тиражами, и установки тампонной печати, предназначенные для многотиражной продукции. Изделия с цветными изображениями очень востребованы, и цветная печать еще долго будет использоваться в монетно-медальном производстве.
Еще один вид печати, который освоен на Московском монетном дворе, – это печать керамическими красками. Такая технология часто применяется при изготовлении медалей и орденов. До сих пор каждое изделие декорировалось художником-эмальером вручную, рисунок наносился кисточкой по горячей эмали. Теперь на некоторые ордена Российской Федерации, которые производятся на Московском монетном дворе, краска наносится с помощью принтера, а художник дорабатывает отдельные элементы изображения. Это дает возможность увеличить скорость выпуска орденов.
Например, если раньше при изготовлении ордена Александра Невского, который имеет накладку, расписанную эмалями, художник-медальер за одну смену мог поработать с 4–5 орденами, то с помощью принтера керамической печати количество изготовленных за день орденов увеличивается в несколько раз. Не менее активно в монетном производстве используется и лазерное оборудование.
– Лазерную технологию мы освоили пару лет назад, – говорит Андрей Иванцов. – В будущем планируется покупка еще одного лазера с новыми функциями, который будет обеспечивать лазерную гравировку изображения на рабочем инструменте. Впрочем, на данный момент при гравировании мелких деталей зачастую требуется дополнительная механическая, проработка мастером-гравером.
Еще одна тенденция – использование компьютерной графики и специальных программ. На Московском монетном дворе с помощью специального программного обеспечения были смоделированы рельефы многих монет из серии «Оружие Великой Победы». Компьютерный дизайн использовался при создании изображений танков, кораблей, пушек и другой военной техники.
– Совсем недавно удалось создать объемное изображение – рельефный портрет конкретного человека с применением компьютерной техники, – рассказывает заместитель директора ММД по производству. – Получилось хорошо, самое главное – обеспечено портретное сходство, и сам изображенный человек остался доволен.
По мнению Андрея Иванцова, современный программист, работающий на Монетном дворе, становится в каком-то роде 3D-скульптором. Он должен видеть изображение как художник, чувствовать перспективу изображения на монете и, кроме этого, знать нюансы пластической деформации при чеканке. Что, конечно, не умаляет важности работы художников-медальеров. Как говорят специалисты монетных дворов, самое сложное – не только разработать технологию, а найти применение ей в реальном заказе.
– Мы готовы производить новые, интересные изделия, – отмечает Андрей Иванцов. – Проработана технология создания различных изделий, состоящих из металла и специального пластика. Это интересная работа – создавать что-то новое.