Tехнологи Московского и Санкт-Петербургского монетных дворов рассказали об инновационных разработках, которые появились в монетно-орденском производстве за последние годы.
Развитию новых технологий, используемых при чеканке монет, медалей и жетонов, способствует как появление нового оборудование, так и креативные идеи специалистов монетных дворов. О том, какие технологии появились в последние годы на монетных дворах АО «Гознак», журналу «Формула защиты» рассказали начальник производственно-технологического отдела Санкт-Петербургского монетного двора Сергей Евстратов и заместитель директора Московского монетного двора по производству Андрей Иванцов.
МОСКОВСКИЙ МОНЕТНЫЙ ДВОР: ЦВЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
На Московском монетном дворе несколько лет назад появились новые принтеры, с помощью которых на монеты, медали и жетоны можно наносить детализированную цветную печать.
– Мы активно используем цветные принтеры как для струйной, так и для тампонной печати, – говорит заместитель директора ММД по производству Андрей Иванцов. – Изделия с цветными изображениями очень востребованы, и, на мой взгляд, цветная печать еще долго будет использоваться в монетно-медальном производстве.
Если говорить про инновации, то есть у нас одна задумка, – продолжает Андрей Иванцов, – нанесение цвета на рельефное изображение с помощью принтера. Например, на зеркальном фоне монеты в рельефе отчеканен портрет человека, при этом детали портрета выделяются с помощью полутеней, полутонов, нанесенных цветным принтером. Получается очень эффектно. Но получить полутона на зеркальной поверхности, сделать изображение матовым или искусственно «состарить» его – очень сложно. Однако в 2020 году мы обязательно изготовим изделие с применением подобной технологии.
Еще один вид принтера, который освоен на Московском монетном дворе, может печатать керамическими красками. Такая технология очень востребована при изготовлении медалей и орденов. До сих пор каждое изделие декорировалось художником-эмальером вручную, рисунок наносился кисточкой по горячей эмали.
Теперь на многие ордена Российской Федерации, которые производятся на Московском монетном дворе, краска наносится с помощью принтера, а художник дорабатывает отдельные элементы изображения. Это дает возможность увеличить скорость выпуска орденов. Например, если раньше при изготовлении ордена Александра Невского, который имеет накладку, расписанную эмалями, художник-медальер за одну смену мог поработать с 4–5 орденами, то с помощью принтера и керамической печати количество изготовленных за день орденов увеличивается в несколько раз.
Не менее активно в монетном производстве используется и лазерное оборудование.
– Лазерную технологию мы освоили пару лет назад, – рассказывает Андрей Иванцов. – В будущем планируется покупка еще одного лазера, который будет выполнять иные функции, а именно – обеспечивать лазерную гравировку изображения на рабочем инструменте. Впрочем, на данный момент при гравировании мелких деталей зачастую требуется дополнительная, механическая, проработка мастером-гравером.
Еще одна тенденция нового времени – использование компьютерной графики и специальных программ. На Московском монетном дворе с помощью компьютерной программы были смоделированы многие монеты из серии «Оружение Великой Победы». Компьютерный дизайн использовался при создании изображений танков, кораблей, пушек и другой военной техники.
– Современный программист, работающий на монетном дворе, становится в каком-то роде 3D-скульптором. Он должен видеть изображение как художник, чувствовать перспективу изображения на монете, – говорит Андрей Иванцов. Но и работа художника-медальера не остается в стороне.
Практически все портреты, а также изображение животных, в которых присутствует много мелких деталей, создаются художниками на пластилиновых моделях.
Как говорят специалисты монетных дворов, самое сложное – не только разработать технологию, а найти применение ей в реальном заказе.
Последние разработки СПМД и ММД ежегодно представляются на различных конференциях и выставках. Некоторые из технологических новинок «лежат в архиве», ожидая своего часа, другие находят своего заказчика.
По словам Андрея Иванцова, наиболее сложные и технологически сложные изделия на ММД были в последнее время изготовлены для компании «Межнумизматика». На изделиях, отчеканенных по этим заказам, применялось лазерное гравирование, выборочное золочение, нанесение эмалей, цветная печать и другие технологии.
– Это серьезная, трудоемкая и дорогая работа, – поясняет заместитель директора ММД по производству, – мы детально разрабатываем план создания медалей, согласовываем с заказчиком каждую мелочь, чтобы найти разумный компромисс между технологической сложностью, интересным дизайном и стоимостью продукта.
– Мы готовы производить новые, интересные изделия, – уверен Андрей Иванцов. – Уже проработана технология создания различных изделий, состоящих из металла и специального пластика. Но для реализации на практике необходим конкретный заказ. Мы многого добились в плане технологий и ждем, куда и когда это можно будет применить.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОНЕТНЫЙ ДВОР: ВСЕ НОВОЕ – В ПАМЯТНЫХ ЖЕТОНАХ
Есть на Санкт-Петербургском монетном дворе такая традиция – отмечать День монетчика, который приурочен ко дню основания Санкт-Петербургского монетного двора Петром I. Еще одна сопутствующая традиция заключается в том, что ежегодно ко Дню монетчика на Монетном дворе выпускается памятный жетон, при изготовлении которого обязательно присутствует одна или несколько совершенно новых технологических и дизайнерских идей.
– Можно сказать, что это задел на будущее, – говорит начальник производственно-технологического отдела СПМД Сергей Евстратов, – причем задел очень серьезный.
Например, два года назад, к 293-й годовщине СПМД был выпущен жетон, на лицевой стороне которого имеются литые, «золоченые» ворота, которые прикреплены к поверхности изделия таким образом, что их можно открывать и закрывать. Эти ворота – мини-копия парадных ворот Петропавловского собора, через которые можно увидеть главный фасад Монетного двора и булыжную мостовую площади перед собором. В верхней части лицевой стороны жетона были изображены монеты, изготовленные на СПМД к чемпионату мира по футболу 2018 года.
– Сам жетон выполнен с помощью классической чеканки, – рассказывает Сергей Евстратов, – а ворота закреплены на шарнирных креплениях по краям, поэтому они могут открываться и закрываться. Ворота выполнены литьем, и их создание оказалось весьма кропотливым занятием. После того как эти детали были отлиты, их требовалось вручную закрепить к конструкции на каждом из жетонов и при этом не нарушить целостности изделия. Хочу отметить, что тут потребовались сноровка и умение мастеров. Однако работа была не только сложная, но и интересная. Соединение чеканки и ювелирной технологии, как мне кажется, сулит нам большие перспективы в монетно- медальном производстве.
Ранее, в 2016 году, был выпущен памятный жетон СПМД с каменной вставкой, на которой был вырезан орел – логотип АО «Гознак». Создание такого изделия также можно назвать инновацией. В мировой практике немало примеров вставки камней в монеты, однако именно процесс гравировки каменной вставки специалисты называют уникальным. Если ранее гравировальное оборудование использовалось на Монетном дворе для работы с металлом, то в этот раз гравировка производилась непосредственно по каменной поверхности, которая была особенным образом закреплена. Сейчас проходит процесс получения патента на данную технологию.
К 200-летию АО «Гознак», в 2018 году, было изготовлено еще одно необычное изделие, имеющее, как назвали это сотрудники СПМД, «футуристическую форму». По мнению специалиста СПМД, в данном жетоне интересна не только и не столько технология изготовления, сколько первоначальная идея. Художники и технологи решили отойти от классического понимания того, какой должна быть медаль. От классики монетного производства осталась лишь форма круга. Дизайн памятного жетона минималистичен. Основная поверхность имеет абстрактные узоры, нанесенные с помощью лазера. Ядро композиции – круглая вставка, которая имеет различные поверхности с обеих сторон и может вращаться по отношению к основной поверхности.
– В данном случае для крепления не использовались ни винты, ни клей, – поясняет Сергей Евстратов. – Это секрет нашего производства, но я приоткрою завесу тайны – вставка находится в специальном пазе, в который вставлен хомут из определенного вида пластика. Он позволяет детали вращаться, но при этом не дает выскочить. Такую конструкцию нельзя разобрать, ее можно только сломать.
К 294-й годовщине основания СПМД был выпущен памятный жетон с использованием инновационного решения – технологии сквозного литья.
– Технология применения на монете сквозной вставки дает нам очень широкие перспективы, – уверен Сергей Евстратов. – Вставку можно поместить в любое место монеты или медали, а на ее поверхности создать рельефное изображение. На Санкт- Петербургском монетном дворе и раньше применялись вставки, но они создавались с помощью чеканки, а данная технология использует литую вставку, которая может иметь высокий рельеф и находится с обеих сторон монеты, отчеканенной классическим способом.
По словам Сергея Евстратова, с помощью данной технологии у монетчиков появляется возможность создавать сложные изображения на изделиях, что дает грандиозные возможности как с технической, так и с дизайнерской точки зрения.
В декабре 2019 года, к 295-й годовщине СПМД, появился новый памятный жетон, демонстрирующий совершенно другую технологию. Особенность нового изделия в том, что оно имеет чеканку на трех плоскостях – не только на лицевой и оборотной сторонах, но и на боковой (торцевой) стороне жетона.
Можно вспомнить польскую монету «Фортуна Редукс», которая имела сверхвысокий гурт, на котором был отчеканен рисунок. Однако, по словам Сергея Евстратова, технологии изготовления на польском и российском монетных дворах разные. При чеканке жетона СПМД рельеф на всех трех сторонах жетона был нанесен за одну чеканку одновременно тремя штемпелями в неразъемном кольце.
Идея создания «трехсторонней» монеты появилась в процессе рабочих обсуждений, и толчком к ней стали в том числе старинные русские монеты, которые зачастую имели гравировку на боковой стороне. Однако мастера прошлого гравировали изображения на боковой стороне вручную, а на современном изделии изображение отчеканено.
Дизайн жетона разработал художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Андрей Брынза.
– Идея дизайна связана с технологией, примененной на жетоне, – рассказывает художник. – Технологи СПМД рассказали мне о своей задумке –использовать для чеканки боковую сторону изделия, и после размышлений я пришел к мысли, что можно создать имитацию объемной модели комплекса зданий Монетного двора. Если смотреть только на лицевую сторону – то это перспектива, а если на торцевую и лицевую, то создается объемное изображение. В верхней части лицевой стороны вы видите орла – его изображение скопировано с герба Российской империи, который расположен на фронтоне центрального здания Монетного двора. Ниже изображены памятные монеты, выпущенные на СПМД в 2019 году. На оборотной стороне жетона в центре показаны Невские ворота Невской куртины между Государевым и Нарышкиным бастионами Петропавловской крепости на фоне Петропавловского собора. В нижней части изображены волны реки Невы, омывающие Заячий остров, на котором расположена Петропавловская крепость». – Очень важно, чтобы технология сопровождалась интересным дизайнерским решением. Комбинация технологии и дизайна помогает достичь успешного результата, – уверен Сергей Евстратов.
Санкт-Петербургский монетный двор выполняет заказы как для Банка России, так и для других центральных банков. Среди используемых технологий – цветная печать, золочение, лазерная технология, эмалирование и т.д. Ведущая тенденция современного монетного рынка, по словам специалистов, – объединение разных технологий на одном изделии.
Один из последних заказов, выполненных на СПМД, – памятные монеты для Национального банка Республики Кыргызстан. Это монеты круглой формы серии «Эпоха Кыргызского каганата» под названием «Предмет быта: кыргызская ваза». Изображения ваз, созданных в период «кыргызского великодержавия», на монете выполнены в рельефе и искусственно состарены. Особенность данной монеты в том, что на зеркальной поверхности диска монеты, изготовленного качеством «пруф», рельефные изображения древних ваз выполнены техникой локального оксидирования. Стоит отметить, что Санкт- Петербургский монетный двор впервые применил эту технологию при создании монет. Однако кыргызские монеты номиналом 10 сомов были отчеканены без каких-либо проблем и в срок, – говорит начальник производственно-технологического отдела СПМД. – Уверен, что если перед специалистами Монетного двора будет поставлена любая технологическая задача, они с ней справятся.
Сейчас в арсенале СМПД целый набор технологий, среди которых золочение, цветная печать, чеканка монет неправильной формы, разнообразные вставки, нанесение голограмм, изготовление современных ювелирных изделий, а также реплик выдающихся ювелирных изделий прошлого (совместная работа с Алмазным фондом России и Гохраном).
– Выполнение сложной и интересной работы приносит удовлетворение, – считает Сергей Евстратов. – Идеи рождаются по-разному, иногда в связи с заказом, а зачастую спонтанно, в процессе работы. Как ее претворить в монете или жетоне – это задача для наших специалистов. Могу приоткрыть тайну – у нас уже есть новая интересная технологическая идея. Такого на монетном рынке еще не было, и технически ее исполнить будет непросто, но если мы сможем это сделать – выглядеть изделие будет эффектно.