В 2018 году на базе факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге был создан Центр изучения культурной памяти и символической политики. Эта инициатива была поддержана акционерным обществом «Гознак», которое на протяжении всей своей истории является важным участником символической политики. Сотрудничество Центра изучения культурной памяти и символической политики и Гознака активно развивалось в 2019 году и будет продолжено в 2020-м.
Политика памяти – это политика идей, рассказанная через книги, учебники, фильмы или популярную литературу. Обычно политика памяти реализуется через какой-то текст. Еще одна форма проявления политики памяти – государственное финансирование определенных областей знаний, проектов и авторов. Иными словами, политика памяти – это то, какие идеи и интерпретации событий имели значение в прошлом и сегодня.
Символическая политика в значительной части совпадает с политикой памяти, но в этом случае она реализуется не через речи государственных деятелей, учебники и решения, какие события мы празднуем, а какие стремимся забыть. Она действует через образы и символы, воплощенные в памятниках, экспозициях музеев, изображения на деньгах, памятных монетах, орденах и так далее. Всем этим занимается Центр изучения культурной памяти и символической политики. Эта тема близка и Гознаку, который непосредственно влияет на символическую политику своей продукцией.
УНИКАЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА
Отдельными аспектами символической политики и истории памяти занимаются различные научные организации России. Но из-за отсутствия прочной институциональной поддержки и постоянного координирующего центра подобные исследования до сих пор велись не на системной основе. Создание Центра в Европейском университете призвано придать новый импульс перспективному и актуальному направлению гуманитарных исследований.
– Центр в Европейском университете уникален. Это единственный в стране постоянный специализированный центр изучения культурной памяти и исторической политики, – говорит директор Центра изучения культурной памяти и символической политики, профессор факультета истории Европейского университета, д.и.н. Владимир Лапин. – Средства Гознака составляют значительную часть бюджета нового Центра. Финансовая поддержка Гознака позволяет заниматься не тем, что будет востребовано в данный момент, а тем, что действительно важно изучать в долговременной перспективе.
Гознак поддерживает не только научные исследования Центра, но и учебные программы для студентов. Европейский университет – это уникальная структура, где в камерной обстановке работают вместе студенты и ученые.
Сотрудники Центра совмещают свои исследования с преподаванием на магистерской программе факультета истории «Современные подходы к изучению исторической памяти и символической политики». Это позволяет соединять науку с высшим образованием, что является самым перспективным методом подготовки специалистов в современном мире. Студенты программы принимают активное участие в исследовательских проектах центра.
Декан факультета истории, и сотрудник Центра Юлия Сафронова опубликовала учебник «Историческая память. Введение», это одна из немногих русскоязычных обзорных работ, позволяющая студентам сориентироваться в теме. Учебник получил высокую оценку у студентов и преподавателей вузов.
ВНИМАНИЕ – К ДЕТАЛЯМ
Исследователи из Европейского университета изучают, как менялась политика и, в соответствии с этим, смыслы разных исторических событий. Например, любой памятник – это памятник в большей степени не событию или деятелю, а тому времени, когда этот памятник был поставлен. По словам специалистов, важно понять, какие именно детали были увековечены, а что осталось незначительным. Яркий тому пример – памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, изображенный на российской купюре номиналом 5 рублей, а также на нескольких памятных монетах и марке. Примечательно, что проекты денег с этим памятником появлялись уже в XIX веке и предлагал их сам автора памятника Михаил Микешин, сотрудничавший с Экспедицией заготовления государственных бумаг (в 1919 году ЭЗГБ была преобразована в Гознак). В чем было значение памятника в дни его открытия и полтора столетия спустя? Какие персонажи и почему были выбраны для этого памятника? После революции он был зашит досками и скрыт от глаз как памятник самодержавию, но позже снова стал таким важным символом, что появился на деньгах. Историкам не столь важен сам факт создания такого монумента, сколько реакция на него в разных кругах и эпохах, условия, в которых он появился, герои, которые были выбраны для него.
Символическая политика, таким образом, проявляется в настоящих, осязаемых вещах, например, в табличках с наименованием улиц: кто достоин, чтобы его именем назвали улицу. А где – в спальном районе или в центре? А какие улицы в какие переименовывают: вернем или нет старые названия или не вернем, но старые названия оставим внизу в скобках? Это и есть символическая политика, нередко полная компромиссов.
Историческая (или культурная) память – это более широкое понятие, весь комплекс культуры, все события прошлого, которые дошли до нас благодаря разным носителям. Поскольку мы не были свидетелями исторических событий, то и знаем о них опосредованно, через призму чужого восприятия, с помощью культурных носителей, через музеи, библиотеки и памятники. И в свою очередь, все изменения в культуре основательно влияют на этих носителей.
– В военно-историческом мифе каждой нации есть свои обязательные фигуры – героическая оборона крепости, герои- партизаны, женщины-воительницы, гениальные полководцы и флотоводцы. У каждого народа есть свой Нельсон, свой Кутузов и своя Зоя Космодемьянская. Эти амплуа есть везде и конструируют их примерно одинаково. Героическая история любой страны будет написана по определенному сценарию. В Германии, например, есть случай, когда корабль был назван именем матроса. Во время боя он последний оставался на посту, вода поднималась сначала по колено – он стрелял, потом по грудь – он стрелял, пока не погиб на посту. Сохранился рассказ о его подвиге, с диалогом, в лицах. В конце рассказа о его подвиге написано: «Крейсер погиб такого-то числа, в таком-то сражении, со всем экипажем». То есть мог ли кто-то действительно знать, что он стоял в воде по грудь, кто стрелял до последнего, когда в живых никого не осталось? И все подобные подвиги описываются с подробностями и диалогами – хотя в живых никого не осталось и передать дословно эти диалоги было некому. В некотором смысле это закон жанра, и к этому надо относиться с пониманием. Это своего рода сочинение истории и изобретение символов, – рассказывает Владимир Лапин.
Сейчас он заканчивает книгу о том, как и почему Ушаков и Нахимов стали главными героями флотоводческого пантеона. И почему, например, Ушаков стал так важен за время Великой Отечественной войны, что высший флотоводческий орден был назван его именем, а не в честь гораздо более известного Нахимова?
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В Центре изучения культурной памяти и символической политики разрабатываются несколько направлений исследований. Основных проектов три: история империй, история революций и блокада Ленинграда. В 2019 году при поддержке Гознака была проведена научная конференция, посвященная Гражданской войне в России в 1918–1922 гг., подготовлена международная конференция «Память о гражданских войнах», состоялась международная конференция «Россия между реформами и революциями», а также выпущен сборник статей по политике памяти в России и сопредельных странах.
2020 год пройдет под знаком 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, и значительная часть работы Центра будет направлена на изучение памяти о войне; того, какие смыслы люди вкладывают в празднование Дня Победы сегодня, и что это говорит о современном обществе. В планах Центра – изучение акции «Бессмертный полк», несколько больших мероприятий, в том числе две конференции. Одна конференция пройдет в июне, сразу после Дня Победы – в жанре исследовательского репортажа о том, как прошел праздник. Вторая – международная конференция «Память о Второй мировой и Великой Отечественной войнах» – состоится в конце 2020 года.
Два этих мероприятия продолжат традицию постсобытийных конференций, которые уже проводились в Европейском университете после других юбилеев – 200-летия Отечественной войны 1812 года, 400-летия Дома Романовых, 150-летия отмены крепостного права, 100-летнего юбилея С. Ю. Витте, которые также были организованы при поддержке Гознака.
Гознак и Европейский университет связывает долгая история сотрудничества. «Реформы и реформаторы в исторических судьбах России» – это проект факультета истории ЕУ- СПб, который на протяжении пяти лет реализовывался при поддержке Гознака. В Доме фондовых капиталов в Петропавловской крепости в 2012 году состоялась конференция «Александр II: трагедия реформатора. 1861–1881. Люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей». К этой конференции было приурочено открытие выставки, посвященной Великим реформам, в экспозиции были представлены уникальные материалы – памятные медали, марки, гравюры, литографии – из фондов Гознака. Со временем проект о реформах вышел за изначальные хронологические рамки, вылился в целый ряд научных публикаций и развился до более широких масштабов. Коллоквиумы, конференции и семинары, которые Европейский университет проводил при поддержке Гознака, охватывают исторические периоды от Средних веков до середины XX века.