В декабре 2019 года были подведены итоги очередного – уже девятого – конкурса студенческих творческих медальерных работ, организованного акционерным обществом «Гознак». На конкурс, темой которого стала «История российской космонавтики», было подано 34 работы, выполненных студентами Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Творческие конкурсы среди студентов Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Гознак проводит с 2011 года. В разные годы темами становились 250-летие Эрмитажа, чемпионат мира по футболу, 70-летие Победы, 200-летие Гознака, 300-летие создателя российского фарфора Д. И. Виноградова и другие. На этот раз студентам было предложено выполнить работы, посвященные космосу (в 2021 году исполняется 60 лет с момента первого полета человека в космос, и в монетный план Банка России на 2021 год включен выпуск монет серии «Космос»).
ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ
– На протяжении длительного времени Гознак сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Несколько лет назад на территории Санкт-Петербургского монетного двора был открыт Медальерный класс, где занимаются студенты института, – отметил генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук. – Важно, чтобы у студентов было ощущение, что они выполняют не только учебные задания. Чтобы они уже с первого курса понимали, что их работа может быть востребована, что она может быть интересна. Что есть заказчик, заинтересованный в хороших медальерных работах.
– Тема конкурса «История российской космонавтики» – очень глубокая и больше даже философская, – уверен заведующий кафедрой скульптуры Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Валентин Свешников. –Константин Эдуардович Циолковский считал, что человечество на Земле находится временно, а мир, в котором он будет жить, – это Вселенная. И когда-нибудь человек проникнет в глубины космоса, освоит другие планеты, если ему, конечно, позволят. И ракета, которую он создавал для того, чтобы выйти за пределы земной атмосферы, была не самоцелью, но инструментом проникновения во Вселенную. Поэтому тему космоса при создании работ нельзя понимать буквально. Должен быть глубокий философский подход, осмысление всего того, чего достигло человечество на пути постижения Вселенной.
НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ
На конкурс были представлены 34 медальерные работы. В состав конкурсной комиссии, возглавил которую генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук, вошли представители Гознака и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
В итоге были определены авторы трех лучших работ – Александр Брагарь, Алексей Воробьев и Ксения Кряжова. Победители конкурса получили денежные премии. Также конкурсная комиссия отметила поощрительными грамотами еще трех авторов – Марину Антипову, Рената Давлетшина и Альбину Фетисову. Все участники конкурса получили в подарок набор бумаги производства Санкт-Петербургской бумажной фабрики и сувениры от Гознака.
– Конкурс – это большое событие и для нас, и для ребят, – отметил проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Андрей Скляренко. – Мы с интересом рассматривали работы и пытались определить самую креативную из них. Тема в этом году очень сложная, надо было найти и правильно ее выразить. Мы очень благодарны Гознаку за это событие, за наше сотрудничество, за прекрасные условия, которые созданы для занятий Медальерного класса.
– Подобные конкурсы помогают пробудить интерес студентов к медальерному искусству. Всегда очень интересно, как развиваются ребята, как они видят и раскрывают какую-то тему. В этом году два из трех призовых мест заняли студенты, которые уже становились победителями предыдущих конкурсов. Значит, эти художники на правильном пути. Медальерное искусство – сложное, далеко не все художники могут быть медальерами. И очень хорошо, что в ходе конкурсов происходит такой отбор и у ребят есть возможность попробовать себя в этом искусстве, – подчеркнул главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак», руководитель Медальерной мастерской Александр Бакланов.
– Наша задача сделать так, чтобы любая работа, которая связана с медальерным делом, была произведением искусства, – отметил Аркадий Трачук, обращаясь к участникам конкурса. – Нам очень приятно, что вы сейчас, еще будучи студентами, присоединяетесь к этой работе, делаете в этой сфере свои первые шаги. Предлагаете идеи, решения, многие из них уже сегодня очевидно интересны.
точка зрения
Андрей БРЫНЗА, художник Дизайнерского центра АО «Гознак»:
– Конкурс – это правильная идея, потому что это всегда возможность проявить свои способности и мастерство. Себя показать и других посмотреть. Здесь можно увидеть что-то новое, какие-то необычные решения. Пусть даже представленные идеи в чем-то «сырые», где-то недоработанные, но они могут быть необычными по самой задумке. В дальнейшем участники, уверен, будут развиваться, а с опытом мастерство растет. Наиболее интересной мне показалась работа в виде разламывающейся медали, где человек словно проходит сквозь пролом, открывая дверь в космос. Очень интересная идея, глубокая, лаконичная и в то же время содержательная.
Ксения КРЯЖОВА, студентка 2‑го курса ассистентуры Санкт‑Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина:
– В конкурсе я участвую уже в шестой раз, и уже трижды была в числе победителей. Темы всегда очень интересные, всегда есть над чем подумать, чтобы создать интересную работу. В этом году я в результате творческих поисков решила изобразить медаль, которая как бы расколота пополам, где человек входит в космическое пространство. Мне хотелось показать прорыв, и показалась удачной идея отразить с помощью разреза медали. И в этот разрез как раз входит человек. С одной стороны, это космос, сделанный руками человека, с другой стороны – космос нерукотворный. С медальерным искусством мы знакомимся с первого курса – у нас проводятся занятия по рельефу, которые чередуются с занятиями по круглой скульптуре. Мне интересны многие направления искусства, в том числе и медальерное. Каждый раз стараюсь участвовать в конкурсах, так как это хорошая возможность проявить себя.
Алексей Воробьев, студент 5‑го курса Санкт‑Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина:
– Моя работа связана с мифом про Дедала и Икара. В первую очередь, я хотел показать стремление человека к развитию, к чему-то непознаваемому. То есть к космосу, к небу. И, наверное, напомнить о неудачах, которые подстерегают на пути к неизведанному, что и произошло с Икаром. Участвую в конкурсе не первый год, но предыдущие темы запомнились мало, потому что я не совсем доволен теми своими результатами. Нынешняя идея при- шла неожиданно и полностью меня захватила.