Столетие гознаковского бренда – хороший повод перелистнуть страницы истории Экспедиции заготовления государственных бумаг – Гознака. И еще раз убедиться, что традиции, заложенные два столетия назад и получившие развитие в XX веке, продолжаются и в современном Гознаке.
Непосредственной предшественницей Гознака была Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ). Основанная в Санкт-Петербурге в 1818 году, она стала первым российским учреждением, в котором сосредоточились все стадии производства банкнот – от отлива бумаги до печати готовых купюр. До этого эти операции были разнесены: бумага отливалась на Красносельской, а затем – на Царскосельской бумажной мельнице, а печатались ассигнации в Сенатской типографии.
Экспедиция была оборудована по последнему слову техники своего времени, и первые выпущенные ею ассигнации – образца 1818–1819 годов – были значительно лучше защищены от подделки, чем их предшественники.
Однако деятельность Экспедиции не ограничивалась только выпуском бумажных денежных знаков. Уже в 1820-х годах здесь стали печатать книги. В пушкинское время многие казенные типографии занимались выпуском изданий самого разного содержания, которое никак не было связано с изначальным предназначением типографии. Например, знаменитый альманах декабристов «Полярная звезда» печатался в Военной типографии Главного штаба. Экспедиция же напечатала описание выставки российских мануфактурных изделий (1829), томик стихотворений «крестьянина Егора Алипанова» (1830), «Горный журнал» (1825– 1833), первое собрание сочинений Пушкина (первые тома, 1837– 1838) и много других книг. Они по своему виду не отличались от продукции других петербургских типографий. Лишь в середине XIX века возникла мысль противопоставления Экспедиции другим подобным учреждениям, и появилось желание продемонстрировать ее возможности. Так, в 1856 году по инициативе управляющего II (Печатным) отделением Экспедиции Я. Я. Рейхеля выходит одно из лучших, если не лучшее русское миниатюрное издание – сборник басен И. А. Крылова, напечатанное специально отлитым из серебра миниатюрным шрифтом. С этого времени постепенно складывается, говоря современным языком, имидж Экспедиции, позиционирование ее как полиграфического производства, где можно разместить такие заказы, которые не под силу никому другому.
Примерно тогда же, на рубеже 1850–1860-х годов Экспедиция была капитально перестроена. Были сооружены новые корпуса, заказано и установлено новое оборудование. Главной целью этого переустройства стала настоятельная необходимость выпуска новых кредитных билетов, поскольку прежние к тому времени сильно устарели и их часто подделывали.
В результате в обращении появились банкноты, выполненные с использованием металлографской печати, которая ранее в России не применялась. Это совпало с развитием капиталистических отношений в России, которое потребовало выпуска большого количества хорошо защищенных от подделки ценных бумаг. С этими заказами никакая другая типография справиться не могла. Именно в Экспедиции заготовления государственных бумаг нашли свое первое «промышленное применение» такие новинки, как гальванопластика, металлография, орловская печать. Здесь трудились Б. С. Якоби, Г. Н. Скамони, И. И. Орлов и многие другие выдающиеся специалисты своего дела. Со второй половины XIX века Экспедиция регулярно принимала участие в международных и всероссийских выставках в Париже, Вене, Лондоне, Филадельфии, Чикаго, завоевывая призы и дипломы.
В конце XIX века начался расцвет издательской деятельности Экспедиции, что совпало с расцветом российского книгоиздания вообще. Для Экспедиции в 1899 году художником Р. Г. Зарриным была создана своя издательская марка – с изображением орла с тампонами для набивания краски при создании офорта. Кстати, именно этот сюжет лег в основу современного логотипа АО «Гознак», разработанного в 2016 году.
Однако если в первой половине XIX века издания ЭЗГБ не отличались от изданий других крупных типографий, то теперь производство книг было дифференцировано: Экспедиция занималась, прежде всего, изготовлением роскошно оформленных, так называемых «парадных» книг. Их выпуск, начавшийся еще при Р. Э. Ленце, занимавшем пост управляющего ЭЗГБ с 1889 по 1899 год, достиг своего апогея при его преемнике Б. Б. Голицыне (был управляющим с 1899 по 1905 год). В числе книг, изданных ЭЗГБ в те годы, – «Корпус русских монет» великого князя Георгия Михайловича (1888–1916), «Коронационный сборник» (1896), юбилейная история Министерства финансов (1902), альбом рисунков Н. С. Самокиша, посвященный Русско-японской войне (1907), «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896–1911) и другие книги. Всеобщее признание находили издания русских сказок, богато иллюстрированные художником И. Я. Билибиным, чья слава началась именно с этих книг. Даже в условиях, когда после прихода на пост управляющего ЭЗГБ Н. И. Тавилдарова издательская деятельность ЭЗГБ сократилась, здесь выпускались роскошно оформленные книги, такие, как богато иллюстрированный «Отчет Министерства финансов за 1904–1913 годы».
Международный авторитет Экспедиции укреплялся не только за счет достижений в области книгоиздания. Экспедиция в конце XIX – начале XX века была одним из крупнейших мировых центров по разработке и изучению защитных признаков бумажных денежных знаков. Она вела переписку с представителями аналогичных учреждений других государств и даже занималась имитацией иностранных банкнот – по просьбе их эмитентов, которые хотели таким образом проверить надежность их защиты и получить авторитетное заключение о возможности и /или трудоемкости их подделки. Постоянная работа специалистов ЭЗГБ привела к тому, что российские бумажные деньги в начале XX века были одними из самых защищенных в мире.
Однако Первая мировая война и две революции резко изменили цели и задачи работы Экспедиции. О парадных изданиях пришлось забыть, о разработке защитных признаков банкнот – тоже. Экспедиции ничего не оставалось, как в условиях разменного кризиса и инфляции печатать в огромных количествах старые банкноты и разрабатывать новые, упрощенного образца. В год своего столетия – 1918-й – часть Экспедиции была эвакуирована в Пензу, через год – в Москву.
В итоге в 1919 году для координации работ в разных местах и было создано Управление заготовления государственных знаков – Гознак, объединившее первоначально Московскую, Петроградскую (бывшую ЭЗГБ) и Пензенскую фабрики. Положение о новом Управлении было утверждено наркомом финансов Н. Н. Крестинским сто лет назад – 6 июля 1919 года. Его главой был назначен Т. Т. Енукидзе, который занимал этот пост до своего ареста в 1937 году.
Управлению по обыкновению того времени было присвоено телеграфное обозначение – «ГОЗНАК». Эта аббревиатура изначально не предполагала помещения в середину буквы «С»: дело в том, что для телеграфных обозначений были крайне нежелательны идущие подряд схожие согласные буквы, поскольку это обозначение должно было однозначно восприниматься на слух. В годы Первой мировой войны появились непривычные для нашего уха слова «главкофронт» (главнокомандующий фронтом), «загаздив» (заведующий газовой обороной дивизии), «главкозап» (главнокомандующий западным фронтом), «наштарм» (начальник штаба армии) и др. Обратите внимание: сокращение здесь идет не по слогам, как было бы логично («завгаздив», «начштарм» и т.д.), а именно так, как удобно для однозначного восприятия на слух. Однако если перечисленные слова давно ушли из нашего лексикона, не пережив свое время, то «Гознак» (и, например, «Гохран»), несомненно образованный именно таким способом, остался.
Первые годы существования Гознака – это период проверки на прочность. Ежегодно выпускались бумажные деньги новых образцов, и сотрудники фабрик Гознака работали с огромным напряжением сил. Однако в 1921 году художником А. Г. Якимченко был разработан логотип Гознака –стилизованный печатный станок с инструментами гравера. Вскоре он стал появляться на всех изданиях, выпускавшихся Гознаком. Была и «местная» версия этого логотипа с надписью «2-я фабрика З. Г. З», которая ставилась на издания упомянутой фабрики.1920-е годы – это время расцвета книжного искусства в Советской России. Издательские марки, книжные обложки и экслибрисы делали выдающиеся мастера своего времени – Н. И. Альтман, С. В. Чехонин, Д. И. Митрохин, М. А. Кирнарский и др. Гознак не стал исключением – его эмблема отражала тенденции в книжном искусстве того времени. В собрании Гознака сохранилось множество вариантов эскизов эмблем, экслибрисов Технической библиотеки, бланков и грамот Гознака, выполненных в середине – второй половине 1920-х годов художниками А. Г. Якимченко, А. Волковым, Г. П. Пашковым и др. Впоследствии логотип Гознака 1921 года несколько раз менялся, однако использовался он нечасто: изданий Гознака было не очень много, т.к. Гознак лишь выполнял заказы различных издательств на печать книг и другой полиграфической продукции.
Создание первых эскизов эмблемы Гознака совпало по времени с возрождением Гознака не просто как «печатного станка государства», но как предприятия, способного выпускать высокохудожественную и высокотехнологичную продукцию. В 1922– 1923 годах был взят курс на восстановление той роли, которую играла Экспедиция заготовления государственных бумаг до революции. Одной из важнейших задач Гознака было провозглашено «пробудить к жизни дремавший за последнее время дух художественного творчества и созидательной работы». Именно эти годы можно считать годами подлинного рождения Гознака как бренда, вобравшего в себя все лучшее, что было до революции в ЭЗГБ. Возрождалась корпоративная культура Гознака, издавались внутригознаковские периодические издания, в частности – журнал «Жизнь и труд 2-й московской фабрики Гознак», газета «Большевистский натиск». Это время совпало с созданием новой государственной символики СССР, разработка которой фактически целиком легла на плечи художников и других сотрудников Гознака.
В 1922 году началось издание ежегодных отчетов Гознака. Они выпускались небольшими тиражами, но печатались на хорошей бумаге, снабжались красочными диаграммами. Тогда же появились красочные календари Гознака на каждый год. Их оформляли лучшие художники – В.К. Куприянов, А.Г. Якимченко, Д.С. Галядкин. Такие календари украшали самые «высокие» страницы историикабинеты, в частности – кремлевский кабинет председателя СНК РСФСР В. И. Ленина. Эта традиция имела дореволюционные корни: с начала 1890-х годов ЭЗГБ выпускала аналогичные календари, эскизы которых выполняли лучшие художники. Однако, в отличие от дореволюционных календарей, советские были призваны продемонстрировать последние достижения Гознака. Календарь на 1930 год даже имеет подзаголовок «Достижения по Гознаку», причем эти достижения наглядно показаны на страницах календаря. Например, в конце 1920-х годов в Гознаке разработали особый способ печати – двойную растровую фотогравюру. Эта технология была предметом особой гордости, и ее использовали не только при печати денежных знаков (с 1928 года), но и при печати календаря.
В 1920-е годы Гознак начал печатать книги и художественные открытки, работал по заказам разных издательств. Не всегда в этих книгах есть эмблема Гознака, однако место печати, как правило, указано или на самом листе, или в аннотации к книгам. Некоторые издания печатались в разных типографиях. Например, Гознаком отпечатаны иллюстрации для первого издания Большой Советской Энциклопедии.
Многие книги издательства ACADEMIA, продукция которого и сейчас пользуется большим уважением и популярностью в среде библиофилов, печатались Гознаком. При этом важно отметить, что до революции брендированной продукции Экспедиции заготовления государственных бумаг было гораздо меньше, и она была гораздо менее массовой. В 1920-е годы стало обычным печатать на бланках документов место их изготовления, что раньше в ЭЗГБ распространено не было. В 1932 году, после принятия закона о единых внутренних советских паспортах Гознак отпечатал их тираж, и на предпоследней странице каждого паспорта были отпечатаны слова «ГОЗНАК. 1933». Таким образом, каждый обладатель советского паспорта (были, как известно, категории населения, у которых первоначально паспортов не было), заглядывая в него, узнавал, где отпечатан его главный документ.
При этом ни до революции, ни после нее в России не было обыкновения отмечать место изготовления на банкнотах, как в некоторых странах Европы и Америки. Поэтому до революции обычные подданные Российской империи могли узнать о том, что такое Экспедиция заготовления государственных бумаг и чем она занимается, разве что из немногочисленных книг, которые ЭЗГБ печатала, и газетных обзоров и путеводителей по Петербургу. Рассказ об Экспедиции в последних, как правило, присутствовал. После революции же бренд «Гознак» разошелся по стране многомиллионными тиражами почтовых открыток и самых разнообразных документов. К ним с середины 1920-х годов добавились облигации государственных займов, на которых также указывалось место их печати, а в послевоенные годы – художественные почтовые конверты.
Постепенно Гознак превратился в бренд, который сопровождал советского человека всю жизнь, с которым были связаны все важные ее моменты. При этом не прекращался выпуск продукции, предназначенной для избранных граждан Страны Советов, такой, как грамоты на ордена и почетные звания, удостоверения космонавтов и Героев Советского Союза и т.д. и т.п. Широчайшая распространенность качественной массовой продукции, выпуск продукции высшего уровня изготовления и государственного значения – все это характерные черты Гознака и в наше время. К ним добавилась успешная работа на мировом рынке защищенной продукции, выполнение заказов иностранных правительств и организаций. Осталась чуткость к новейшим технологиям, постоянная их разработка.
Гознак встречает третье столетие своего существования и второе столетие существования бренда, соединяя в себе традиции и достижения дореволюционной Экспедиции заготовления государственных бумаг и советского Гознака с передовыми технологиями и требованиями современности.