Генеральный директор акционерного общества «Гознак» ответил на вопросы журнала «Формула защиты».
– Каких результатов Гознак добился в 2021 году и в каком состоянии Гознак встретил 2022‑й? Насколько сильно на работу предприятия оказала пандемия?
– Результаты, которых Гознак достиг в 2021 году, в полной мере соответствуют тем плановым ожиданиям и тем ключевым показателям деятельности, которые были установлены советом директоров. В целом и по выручке, и по прибыли, и по объему экспортной продукции расчетные показатели компания выполнила и даже перевыполнила.
Выручка компании в 2021 году составила более 47 миллиардов рублей. Чистая прибыль – 6,8 миллиарда. Она сопоставима с показателем 2020 года, но превышает запланированное значение. Существенно, больше чем на 40%, выросла выручка от экспорта: в 2021 году экспорт принес компании более 14 миллиардов рублей, что составило почти треть от общей выручки Гознака.
Что касается пандемии, ее влияние было ограниченным. В ушедшем году были изменения в предпочтениях заказчиков на ряде направлений, были некоторые локальные ограничения в работе. Однако, как и в 2020 году, Гознак не останавливал свою работу ни на один день. Мы смогли своевременно адаптироваться, замещая отдельные заказы на внутреннем рынке экспортными контрактами. Можно сказать, мы научились успешно работать и в условиях сложной эпидемиологической обстановки.
– Ушедший год для Гознака был богатым на события. Тем не менее какие из них, на ваш взгляд, можно выделить как наиболее значимые?
– С моей точки зрения, таких событий три. Прежде всего, это запуск нового Центра обработки данных в Санкт-Петербурге. Он спроектирован и построен с учетом требований уровня Tier III Uptime Institute. Строительство дата-центра продолжалось два с половиной года, а с учетом проектирования и подготовительных работ на его создание ушло более пяти лет. Была завершена большая и кропотливая работа, благодаря которой Гознак расширил свое присутствие на рынке услуг хранения и обработки данных. Новый ЦОД более чем вдвое увеличил количество стоек для возможного размещения серверов наших заказчиков. Считаю, что сегодня это особенно оправданно. Как мы видим, в условиях внешних ограничений актуальность отечественных дата-центров, которые удовлетворяли бы запросы как государственных, так и крупных коммерческих заказчиков, лишь возросла. Еще одно, безусловно, важное событие – запуск в промышленную эксплуатацию ГИИС ДМДК (государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней – Прим. ред.). Гознак – ее разработчик и оператор. ГИИС ДМДК – сложная, комплексная система, работающая в масштабах всей страны. Она обеспечивает взаимодействие как профессиональных участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, так и целого ряда заинтересованных государственных структур. Сегодня мы осуществляем поддержку работы системы. Ее функционал постоянно развивается и дополняется. Участие нашей компании в разработке и поддержке системы такого масштаба и значимости показывает доверие со стороны государства к Гознаку, к его опыту и компетенциям в сфере информационных технологий. Это знаковый для нас проект, которому мы уделяем особое внимание.
Третье событие, которое я бы отметил, – проведение всероссийского розыгрыша денежных призов среди вакцинированных, оператором которого была также определена наша компания. Розыгрыш состоял из четырех тиражей, которые проходили с сентября по декабрь минувшего года. В нем приняли участие более 67 миллионов человек. С технической точки зрения ключевой особенностью розыгрыша был разработанный Гознаком алгоритм случайной выборки с применением средств криптографической защиты, который позволил анонимно и с гарантией защиты от внешнего вмешательства из 67 миллионов записей выбрать без малого две тысячи победителей.
Как нетрудно заметить, все три события касаются сферы информационных технологий. Это – результат цифровой трансформации компании, которая последовательно претворяется нами в жизнь на протяжении последних нескольких лет. В ушедшем году был еще целый ряд других, безусловно, важных событий. Но, как правило, в отличие от названных, их влияние на работу предприятия еще предстоит ощутить в будущем.
– В этом году мы все столкнулись уже с новыми вызовами. В отношении России были введены новые, беспрецедентные санкции. Какое влияние это оказало на Гознак и как компания адаптируется к новым условиям?
– Санкции оказали непосредственное влияние. Мы являемся международной компанией, которая работает на международных рынках, и работает на них активно. Мы поставляем продукцию в десятки стран, каждый год обновляем портфель заказчиков. Для нас критична поставка отдельных импортных компонентов, которые используются при изготовлении продукции на экспорт. При этом критична как сама возможность доставки этих компонентов нам и готовой продукции нашим заказчикам, так и оперативность такой доставки.
И, конечно, ограничение доступа к отдельным видам сырья и материалов из некоторых стран, к примеру – химикатов, которые мы традиционно покупали, заставило нас переориентироваться, искать поставщиков в других странах, договариваться с российскими производителями о возможности изготовления аналогичных материалов. Работа непростая, кропотливая. Но в целом сегодня мы все обязательства перед нашими заказчиками выполняем.
То же самое могу сказать и в отношении логистики. К сожалению, из-за резкого сокращения контейнерных перевозок в российских портах мы имеем сложности с доставкой нашей продукции.
Но на текущий момент справляемся. Все наши обязательства, повторю еще раз, выполняются.
– А что с оборудованием?
– Все то же самое. Безусловно, есть ограничения по ввозу оборудования, по запчастям, материалам. Отчасти это нас не очень беспокоит, потому что мы обладаем современным, новым парком оборудования. В этой сфере Гознак умеет и будет делать многое самостоятельно. В каких-то случаях станем искать партнеров в тех странах, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве. А такие примеры есть, их достаточно. В ситуации с вызовами, с которыми мы не сможем справиться, что называется, «в лоб», будем искать более сложные решения: менять технологию производства, использовать другие материалы. Ничего невозможного на этом пути нет. Может быть, это вызовет необходимость иных технологических и организационных решений, которые ранее не использовались. При этом системных препятствий для продолжения нормальной работы я не вижу.
– Насколько, на ваш взгляд, сложившаяся ситуация затронет российские банкноты?
– Модернизированная банкнота номиналом 100 рублей, которую Банк России представил в конце июня, – как раз яркий пример того, что мы вне зависимости от чьих бы то ни было ограничений в состоянии обеспечить наличное денежное обращение в Российской Федерации.
При создании банкноты были применены собственные технологии и наработки Гознака, которые защищены 21 патентом. При этом банкнота разработана таким образом, что она при необходимости может легко изготавливаться полностью из российских компонентов.
Так что те решения (и это касается не только банкнот), которые мы находим и будем находить в процессе адаптации к внешним ограничениям, не должны повлиять ни на качество, ни на защищенность, ни на расценки для заказчика. Может, даже наоборот: в каких-то случаях заказчик еще и сэкономит.
– Гознак предоставляет услуги хранения и обработки данных на базе двух собственных дата‑центров. Как обстоит ситуация на этом направлении?
– Несмотря на то что сегодня есть сложности с поставкой оборудования, которые ощущает весь рынок, на данный момент Гознак в состоянии выполнить все обязательства перед заказчиками. Мы готовы решать все вопросы, которые могут возникать при расширении таких обязательств, при возникновении новых заказов. Должен сказать, что в некоторых случаях наши дата-центры обслуживают заказчиков в рамках комплексного пакета услуг, затрагивающего смежные сферы работы. К примеру, есть заказчики, для которых мы изготавливаем и персонализируем защищенную полиграфическую продукцию. Информация о ней хранится в наших ЦОДах. Мы настроены на то, чтобы обеспечивать весь предоставляемый спектр услуг по-прежнему. И на данный момент я не испытываю сколь-нибудь серьезных опасений по этому поводу.
– А что произошло со спросом на этом направлении? Он как‑то изменился?
– Изменения спроса есть, мы их видим. Спрос на услуги наших дата-центров за последние месяцы вырос примерно на 20%. Сегодня перед многими заказчиками на рынке стоит задача перевести информационные системы, которые были на зарубежных серверах, на внутренние. Эта задача еще актуальна. Поэтому думаю, что мы еще увидим определенное увеличение спроса в будущем.
Должен отметить, что уже сейчас наш московский сегмент публичного облака Goznak.Cloud, продажи которого стартовали в марте этого года, использует отечественные программные решения. Мы продолжим эту работу, и со временем услуги наших дата-центров будут оказываться полностью на базе отечественного ПО. Несмотря на внешние ограничения, развитие того же Goznak.Cloud не остановится. В этом году мы планируем запустить новый сегмент этого облака, уже на базе дата-центра в Санкт-Петербурге, о котором я сказал ранее.
– Можно ли как‑то ожидать изменения географии экспортных поставок Гознака?
– В какой-то мере да. Потому что ситуация объективно поменялась. На какие-то международные тендеры нам не направили приглашение. В других случаях мы понимаем, что у нас могут быть сложности с доставкой, и поэтому мы сами на такие тендеры выходить не будем. Поэтому да, безусловно, на географии наших экспортных поставок это скажется. Но практически все наши заказчики, в том числе и те, с которыми мы работаем в первый раз, видят, что даже в этих сложных условиях мы своевременно и в полном объеме выполняем свои обязательства. Пока все они говорят нам о том, что будут рады работать с нами и дальше.
– А сколько, если не секрет, текущих экспортных заказов у Гознака?
– Их число находится постоянно в динамике, потому что контракты каждый год меняются. Но если, к примеру, учитывать текущий год, то можно говорить о 30 странах, в которые мы поставляем разные виды продукции: это разменные и памятные монеты, банкнотная бумага, готовые банкноты и прочая высокозащищенная продукция. Довольно обширная география, практически шестая часть стран мира.
– Если так случится, что экспортные доходы будут снижаться, есть ли у Гознака планы по их замещению, компенсации?
– Наша нацеленность состоит в том, чтобы расширять географию и работать с теми странами, которые хотят с нами работать. Дать им тот уровень сервиса, который позволит им не ощущать никакого дискомфорта вследствие того, что наша страна оказалась под санкциями. Я считаю, что для нас это стратегически важно. В конце концов, ситуация с санкциями и внешнее давление возникли не вчера и закончатся, скорее всего, отнюдь не завтра. Мы должны быть самодостаточными, должны уметь решать те задачи, которые ставят перед нами наши заказчики. Мы планируем и далее сохранять свое присутствие на международных рынках.
– Ввиду проблем с поставками зарубежных химикатов в апреле этого года рынок столкнулся с дефицитом бумаги. Было ли каким‑то образом затронуто бумажное производство Гознака? Есть ли планы по увеличению объема производства каких‑то видов промышленных бумаг?
– Нас эта история не особо затронула. Дело в том, что мы используем несколько иную технологию отбелки по сравнению с другими производителями бумаги. К тому же Гознак мог себе позволить достаточно большие запасы химикатов, поэтому мы чувствовали себя достаточно спокойно. У крупных комбинатов, выпускающих большое количество бумаги, не было запасов на длительное время, поэтому из-за внезапных проблем с поставками возник дефицит. Другое дело, что случившийся дефицит совершенно точно был временным.
Но это как раз пример того, что участники рынка справились с задачей, столкнувшись с внешними ограничениями. Они нашли решение по технологии отбеливания, по новому материалу, и на сегодня эта проблема, по большому счету, уже решена.
– Любой кризис – это в том числе возможности. Сейчас ввиду санкций и логистических проблем открываются новые ниши на отечественном рынке. Видит ли Гознак какие‑то новые для себя направления? Например, на рынке банкоматов?
– Гознак видит для себя возможность развития в направлении счетно-сортировальной техники. Это ниша не новая, мы достаточно давно в ней представлены. Наши счетно-сортировальные машины уже довольно длительное время используются в Банке России. В прошлом году мы представили новую счетно-сортировальную машину BARS S5, которая может заинтересовать уже не только ЦБ, но и крупные коммерческие банки. Учитывая, что счетно-сортировальные машины – сложная техника и требует постоянной
адаптации, Гознак обладает определенным преимуществом в этой сфере. В связи с этим мы действительно видим здесь для себя определенные перспективы. Мы также в любом случае будем следить за развитием ситуации на рынке техники для обработки банкнот.