Открытие в 2016 году на базе Санкт-Петербургского монетного двора медальерной мастерской стало результатом многолетнего сотрудничества Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина и АО «Гознак». Руководит мастерской народный художник России, академик Российской академии художеств, профессор Санкт-Петербургской академии художеств, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов. Осенью 2020 года первые выпускники медальерной мастерской представили свои работы – выпускные медали.
ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ
Медальерная мастерская – это структурное подразделение Санкт-Петербургской академии художеств (бывшего Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина). Традиционно студенты скульптурного факультета академии на третьем курсе выбирают, в какой мастерской они хотят продолжать обучение. В мастерской под руководством Александра Бакланова у них появилась уникальная возможность освоить профессию художника-медальера. Создание медальерной мастерской позволило возродить традицию профессионального подхода к подготовке художников-медальеров, прерванную сто лет назад.
Впервые медальерный класс был создан при Академии художеств в Петербурге еще в конце XVIII века и с перерывами работал до конца XIX века. А в XX веке художники учились работать с монетами и медалями в основном на производстве, то есть непосредственно на монетном дворе.
Александр Бакланов уверен, что сегодня художник-медальер должен быть разносторонне образованным специалистом. Он должен уметь рисовать и лепить, работать в современных компьютерных программах 3D-моделирования, разбираться в технологии производства монет и медалей, знать тонкости работы с инструментом и особенности обработки металлов.
– Профессиональная подготовка в нашем деле – самое главное. Медальерная мастерская – пока единственная в стране. Идея обучать студентов специальности художника-медальера появилась за десять лет до открытия мастерской. Тогда же меня пригласили преподавать медальерное дело на скульптурный факультет. И постепенно накопился опыт, были оформлены и отработаны программы обучения. К моменту открытия мастерской были созданы соответствующие современным стандартам документы по всем специальным дисциплинам для подготовки художников-медальеров, – рассказывает Александр Бакланов.
ТОНКАЯ РАБОТА
В институте все студенты осваивают классические художественные дисциплины: рисунок, скульптуру и композицию, с учетом специфики медальерного дела, геральдику, историю медальерного искусства. Будущие медальеры изучают специальные предметы: технологию изготовления медалей, граверное дело.
При составлении программы спецдисциплины «граверное дело» была использована в качестве основы программа профессиональной подготовки гравера для производства.
Студенты проходят две практики в год: творческую и производственную. Они практикуются в граверном, литейном деле; учатся резьбе по раковине, занимаются в керамической мастерской.
– В процессе обучения практика играет огромную роль, – подчеркивает Александр Бакланов. – Работа медальера имеет специфический характер. Нужно не только хорошо рисовать и лепить, но и уметь концентрироваться, быть усидчивым, иметь хорошее зрение. И, конечно, надо любить эту работу.
Обучение студентов в Академии имени Репина длится шесть лет, занятия в медальерной мастерской начинаются с третьего курса. Всего на курсе скульптурного факультета академии – 10 человек, из них только 3–4 человека могут поступить в медальерный класс. Кроме того, здесь могут заниматься ассистенты- стажеры. Желающих больше, чем мест, ведь здесь готовят уникальных специалистов.
– Мы не только обучаем, здесь формируется особая среда, мир медальерного искусства, – поясняет Александр Бакланов. – Каждое задание – новая ступень развития. И к концу обучения студенты начинают понимать тонкости медальерного дела, им открывается огромный и привлекательный мир.
ПУТЬ В МИР МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА
Среди первых выпускников медальерной мастерской – три студента и три ассистента- стажера Академии имени Репина. Все они выполнили дипломные работы на достойном уровне. Два проекта отмечены похвалой Государственной экзаменационной комиссии.
Все дипломные медали были отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе, поэтому выпускники получили уникальную возможность увидеть результаты своего творчества в виде тиражных изделий.
Выпускной работой Леонида Чернова стала серия медалей, посвященных педагогам-скульпторам Академии художеств 1920-х годов – В.В. Лишеву, А.Т. Матвееву, М.Г. Манизеру.
Выпускница У Синь темой для итоговых медалей выбрала сюжеты китайского фольклора: легенды о Белой змее, Девятихвостой лисице и Демоне белой
кости.
Героями медалей, автором которых является выпускник Бао Цян, стали поэты Китая: Ли Бо, Цюй Юань и Тао Юань Минь.
Ассистент-стажер Ксения Кряжова посвятила свои выпускные медали президентам Императорской академии художеств И.И. Шувалову, А.Н. Оленину и великой княгине Марии Павловне. Ассистент-стажер Иван Ковалев подготовил серию медалей, посвященных русским скульпторам XIX века М.И. Козловскому, И.П. Мартосу и И.П. Витали. Еще один ассистент-стажер, Хэ Чунь, в качестве темы своей серии медалей выбрал историю Китая: героями его работ стали буддийский мастер Сюань Цзан, поэтесса Ли Цинчжао, путешественник, флотоводец и дипломат Чжэн Хэ.
Выпускники 2020 года прошли полный курс обучения в медальерной мастерской. По словам Александра Бакланова, в своих дипломных работах они продемонстрировали все знания и навыки, полученные за время учебы: изучение темы и сбор материалов по ней; создание эскизов; выполнение лепок из воска.
– Также ребята показали, что они знают технологии производства медальерной продукции, умеют учитывать особенности металла, понимают специфику изготовления инструмента. А главное – они смогли погрузиться в мир медальерного искусства и поняли, что такое медальерная композиция», – отметил Александр Бакланов.