Директор НИИ Гознака Георгий Корнилов – о цифровизации и связанных с ней мифах:
– Самое широко известное определение цифровизации таково – это переход компаний к новым операционным и бизнес- моделям, в основе которых лежат цифровые технологии.
Развитие цифровых технологий столь же неизбежно толкает компании к смене подходов к организации ведения бизнеса, как в свое время меняли жизнь изобретение парового двигателя или появление компьютеров.
При этом цифровые технологии – это не IT. IT для цифровых технологий – то же самое, что производство для современной экономики. IT- навыки – это навыки, которыми в ближайшем будущем будут обладать все и всюду.
Цифровые технологии, с одной стороны, присутствовали в нашей жизни и в 60-е, и в 70-е годы прошлого века. Это вещи, связанные с искусственным интеллектом, вычислениями и тому подобными дисциплинами. Но сегодня мы в совершенно другом времени, в котором на много порядков увеличились скорость обработки данных и скорость коммуникаций. Многие наверняка отмечают этот факт, но многие и не осознают его – в области реального производства это, конечно, область интернета вещей.
Цифровизация вовсе не означает, что куда-то в прошлое уходит физическое производство. Физическое производство по-прежнему остается. Однако это производство начинает строиться по другим моделям. И в этих моделях критически важные решения начинает принимать зачастую не человек.
Через пять-шесть лет искусственный интеллект в управлении бизнес-процессами и роботы войдут в повседневную реальность. Причем речь идет не о роботах- манипуляторах, а об искусственном управлении внутренними процессами в организации. Это будут некие виртуальные роботы, совмещающие в своей компетенции очень многие операции, которые сегодня выполняет человек.
Есть вероятность, что в обозримом будущем, через пять или десять лет, в организациях исчезнет среднее управленческое звено, так как оно будет заменено виртуальными роботами. И это довольно неожиданный факт. Оказалось, что трудно заменить звено исполнителей, останется звено высшего руководства, а вот среднее звено на современном этапе заменить легче всего. Раньше мы считали, что самое легко заменяемое звено – рабочие на производстве.
Будет активно развиваться тема цифровых двойников уникальных вещей. Я думаю, что следующая бумагоделательная машина, которую купит Гознак, будет иметь своего цифрового двойника, на котором можно будет моделировать и имитировать все процессы и видеть в реальном времени, что происходит в машине. В области бизнес-моделей мы увидим интересные решения в области платформенного бизнеса, умного контракта, искусственного интеллекта, чат-ботов, дистанционного обслуживания. Это будут вещи, которые убирают посредника между производством и потребителем. Абсолютно все отрасли, все компании пройдут путь цифрового переформатирования.
Например, платежи без наличных. Сегодня эта фраза не вызывает у профессионалов никакой реакции. А десять лет назад слова «платежи без наличных» звучали дико. В 2011 году только 5% платежей были безналичными, и предположение о 100% казалось смешным и невозможным. Сейчас люди спокойно выходят на улицу без кошелька, в крупных городах уж точно, и не видят в этом никакой проблемы.
Кстати, ускорению перехода к безналичному обществу способствовал и коронавирус. В частности, в Китае количество банкнот в обращении реально сократилось (а Китай – это порядка 60 миллиардов банкнот, что составляет около 15% всех банкнот, находящихся в обращении в мире). Вслед за Китаем другие страны стали призывать население сократить наличные платежи.
Для Гознака эти симптомы наступающего мира без наличных означают новые направления бизнеса, которые должны строиться на данных для оптимизации производства. Это развитие сферы датчиков, формы искусственного интеллекта или машинного обучения для анализов всех процессов, которые происходят на производстве.
И конечно, это новые продукты: можно говорить о производстве как о сервисе; о платформах как о решениях. Например, банкнотный сервис –вполне обсуждаемая и реальная история. Центральные банки сегодня уходят от наличного денежного обращения, отдают историю наличного денежного обращения как сервис в инкассаторский центр, например, и оставляют за собой контролирующую функцию.
Еще одна составляющая нового мира для нас – новые клиенты. Уходят посредники, и мы сегодня можем работать уже напрямую с клиентом. И переход Гознака на уровень B2C – это лишь вопрос времени. Это некая определенная данность, и с ней нам надо считаться.
Будущее в любом случае наступит. И, хотим мы этого или не хотим, это будущее будет цифровым.